Холдинг RBI: и снится нам трава, трава на крыше...
Холдинг RBI решил потрясти Петербург сразу двумя революционными начинаниями. Во-первых, девелоперы начали ратовать за экологию — теперь они будут создавать зеленые зоны на крышах паркингов, компенсируя таким способом вырубленные деревья. А во-вторых, проектировщики холдинга не побоялись заявить о желании повысить предельно допустимую высоту застройки на Петровском острове аж в три раза. И надеются, что их примеру последуют и те, кто придет за ними. Новый проект был представлен 22 апреля на общественных слушаниях в Петроградском районе.
Нам нужна другая высота!
Необходимость повышения высоты на Петровском острове объяснялась исключительно любознательностью компании RBI. Тоном, какой принят при общении со слабоумными, директор по строительству ООО «НИС. Жилищное строительство» (входит в структуру RBI) Виктор Коршенбаум разъяснял сидящим в зале, что «по градостроительному законодательству (а градостроительное законодательство — это такое законодательство, которое устанавливает нормативы того, сколько чего можно построить, и строить можно ровно столько и ни метром больше) здесь установлена высота 28 метров по наружной линии квартала и 33 в глубине». «Вот мы и подумали, - вдохновенно продолжал он. - А если мы повысим высоту, ее будет откуда-нибудь видно? Мы пришли в Институт территориального развития и попросили: а проверьте-ка нам, откуда будет видно хотя бы один метр, если мы здесь построим дом высотой пятьдесят метров».
Далее, как выяснилось, пятьдесят метров «ниоткуда не видны». «И тогда мы сказали: а давайте-ка повысим еще на пять метров! - увлеченно продолжал Коршенбаум. - И что вы думали — тоже не видны! И вот так мы добрались до 65 метров — один метр нашего нового здания можно увидеть только с одной-единственной точки, с набережной Кутузова у Литейного моста!» В доказательство слушателям предъявили разрозненные слайды, доказывающие, что «здания «ниоткуда не видно», а то, что вылезает — совсем незаметно и панорамы не портит. Динамической модели, которую обязательно разрабатывает Институт территориального развития, и сброшюрованного специалистами этой организации альбома — гарантии от фальсификации данных исследования — на слушаниях не показывали. Не было и комментариев от специалистов ИТР. Верить докладчику полагалось исключительно на слово. О том, что даже в тех случаях, если новая постройка вторгается в охраняемые панорамы хотя бы на 1 сантиметр, необходимо заключение историко-культурной экспертизы, директор по строительству, по-видимому, не знает.
Повышение высоты застройки, как выяснилось, будет благом для Петровского острова. «Мы создадим стандарты для его развития, чтобы те, кто придут вслед за нами, знали, как им можно будет строить», - пообещал Коршенбаум. Повысить же дом до 65 метров необходимо еще и потому, что иначе на участке не получится построить 40-50 тысяч квадратных метров жилья. «А именно столько предписано Правилами землепользования и застройки!» - заявил оратор, по-видимому, не осведомленный о том, какие именно регламенты входят в состав ПЗЗ.
«Да, мы выполняли это исследование, но мне непонятно, почему его результаты были представлены на общественных слушаниях по отклонениям от допустимых параметров застройки, - ответил на вопрос корреспондента «Фонтанки» замдиректора Института территориального развития Владимир Аврутин. - Мы выполняем два вида работ — проверка зон видимости (и именно результаты этой работы и предоставляются в комиссию по землепользованию и застройке для получения разрешений на отклонения) и более простой вариант — просто подбор возможной высоты по желанию заказчика. По заказу ООО «НИС. Жилищное строительство» мы выполняли именно второе исследование, и эта работа не может служить обоснованием для повышения допустимой высоты».
К слову, энтузиасты движения «Живой город» провели проверку зон видимости с помощью трехмерной модели Федорова-Винокуровой, старейшей и считающейся самой надежной. По их выводам, будущая высотка будет видна со стрелки Васильевского острова, с Дворцовой набережной, с набережной Макарова, с Исаакиевской площади, из Летнего сада, с Кутузовской набережной, а фрагментарно - с набережной Робеспьера, с Троицкой площади, в створе 8-9 линии В.О. на всем протяжении, в створе улицы Добролюбова, а также с Троицкого моста рядом с Петропавловским собором и с Биржевого моста.
Трава крышам только на пользу
Кроме разрешения повысить допустимую высоту, холдинг RBI испрашивал также позволения разместить будущую зеленую зону не рядом с домом, а на крыше полузаглубленного подземного паркинга, который Виктор Коршенбаум упорно называл стилобатом. «Стилобат — это полуподземный этаж, цоколь здания, поэтому трава и деревья будут слегка приподняты, и их не повредят колесами машины, - объяснял он. - Эта практика широко применяется в Москве — там уже есть сад на крыше паркинга на уровне седьмого этажа и на уровне четвертого, а у нас на Каменноостровском, 40, создан садик на уровне третьего». В то же время на вопрос из зала, смогут ли прохожие увидеть эту травку и кустики, последовал ответ: «Но ведь стилобат — это же полуподземный гараж. Высота гаража — 4 метра, значит над землей будет максимум два! Конечно, увидите!».
Заинтригованный корреспондент «Фонтанки» обратился к словарям. По трактовке БСЭ, термин «стилобат» применяется к античной архитектуре — так называется верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Такое же объяснение предлагают и «Словарь исторических имен, названий и специальных терминов» под редакцией С.Сорочана и др., и «Архитектурный словарь». Ни в одном из определений слова «цоколь» и «полуподземный этаж» не встречаются.
Идея же разместить зелень на крыше вызвана исключительно заботой о благе родного города. «Ведь проблема парковочных мест — одна из самых главных! - рассуждал Коршенбаум. - И если мы не будем строить подземные паркинги, то мы ее никогда не решим». А озеленение кровли будущих гаражей пойдет на пользу траве и деревьям. «Ученые провели исследования, которые доказывают, что если растения высажены на крыши, то их производительность как поставщиков кислорода повышается на 23%!» - объяснил директор по строительству.
Узнать, какие именно научные умы пришли к столь революционному открытию, корреспонденту «Фонтанки» не удалось — специалистам кафедры геоботаники Санкт-Петербургского государственного университета о подобных исследованиях неизвестно. Зато ботаникам и специалистам по озеленению очевидно другое — идея посадки деревьев на крыше противоречит концепции создания благоприятной среды проживания для горожан.
«Зеленые зоны предполагают, что в них будет расти не только трава и небольшие кусты, но и достаточно высокие деревья. Иначе полноценной среды просто не получится, - пояснил Александр Карпов, директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ. - Об экологии в этом случае надо забыть. А если создавать сады на крыше, то это значит, что количество используемых пород резко ограничивается. Да и эксплуатация такого садика обходится довольно дорого, следовательно, через какое-то время собственник, скорее всего, просто откажется от озеленения».
Однако проблемами будущих собственников Коршенбаум не задавался. А провокационное замечание о том, что не все породы можно будет высаживать на крыше, смело отвергал. «Вы видите — здесь растут и травка, и кустики, и высокоствольные деревья!» - восклицал он, демонстрируя слайды с хилыми елочками-трехлетками и тоненькими чахлыми березками. «И эта зелень будет вандалоустойчивой — лишние люди сюда не зайдут и машиной не заедут, а еще за ней можно обеспечить самый профессиональный уход!» - высказал он самые веские аргументы в пользу травы на крыше.
Правда, у специалистов по ландшафтному дизайну другое мнение. «Во-первых, существуют ограничения по использованию пород: на крыше можно посадить только хвойные деревья или кустарники или какие-то карликовые формы растительности. О таких породах, как, к примеру, липа придется забыть — у них слишком мощная корневая система. Во-вторых, «садик на крыше» потребует существенно увеличить нагрузку на весь фундамент дома — слой земли, достаточный для высадки растений, составляет от 40 до 80 сантиметров. В-третьих, такие проекты требуют очень высокого профессионализма — необходимо предусмотреть систему надежной гидроизоляции», - прокомментировала идею крышного озеленения ландшафтный архитектор Нина Давыдова. «Ну, и самое главное — эксплуатация такого сада будет обходиться очень дорого, и эти расходы лягут на плечи собственников», - добавила она.
Зато с экономической точки зрения проект озеленения паркинга оказывается очень выгодным. «Все очень просто, - пояснил Леонид Сандалов, замгенерального директора АН «Бекар». - Для элитного жилья установлена норма — две машины на квартиру. Простым подземным паркингом под зданием не обойдешься — места не хватит. К тому же строить под землей дорого, а если возвести многоярусный на той части территории, которая отдана под зеленые насаждения, а траву и кустарник переместить на крыши, то затраты на проект снизятся примерно в два раза. Других причин нет».
Впрочем, о низменных материях на слушаниях не говорили, а рассказывали о рисках, на которые идет холдинг RBI, начиная в кризис строить элитное жилье на благо родного города.