Градсовет одобрил идею перестроить завод Сан-Галли в офисный центр. Австрийский архитектор Вольфганг Сильбер с полным пониманием отнесся к действующим в городе ограничениям. Он вроде бы учел все — и необходимость сохранять исторические здания, и высотный регламент, и стилистику сложившейся среды. И ошибся только при расчете парковочных мест. Возможно, об этом требовании он просто не знал.
Обсуждение представленной работы начиналось вполне благостно. Проект строительства многофункционального комплекса на Лиговском проспекте, 60-62 (на месте бывшего завода Сан-Галли) представил специально прилетевший из Вены архитектор Вольфганг Сильбер. Он заверил своих петербургских коллег, что новое здание максимально тактично относится к исторической застройке. «Мы исключили гостиничную функцию, поэтому появилось дополнительное свободное место. Заодно мы смогли увеличить расстояние до исторических зданий», - сообщил автор.
Снизилась и высота будущего строения — с одиннадцати этажей до семи. Авторы постарались как можно бережнее отнестись и к зеленым насаждениям. Парк Сан-Галли, подчеркнул австрийский гость, охраняется. «Мы постарались максимально включить его в проект, - пояснил он. - Изогнутая кривая стены позволяет расположить наши офисы таким образом, что почти из всех окон открывается вид на деревья». Фасад нового здания решен таким образом, чтобы расположение оконных проемов повторяло ритм и размеры оконных проемов домов на Лиговском проспекте, и новый офисный комплекс не вызывал диссонанса, сообщил автор.
Напомним, что два года назад на Градостроительном совете уже обсуждали проект планировки квартала, ограниченного Лиговским проспектом, территорией Октябрьской железной дороги и Транспортным переулком. Тогда на участке площадью 300 га инвесторы хотели построить два больших бизнес-центра и четырехзвездочную гостиницу. Защищая свои идеи, венские архитекторы уверяли, что строительство новых зданий не будет искажать вид города, при этом среди застройки прошлых столетий появится пример современной архитектуры, а парковка на 600 машино-мест, предусмотренная проектом, сможет решить транспортную проблему Лиговского проспекта. Градсовет категорически отверг предложенный вариант застройки квартала и потребовал доработать его, согласовав с комитетом по транспорту.
Вторая попытка оказалась более удачной. Проект будущего офисного комплекса назвали «профессиональной работой». «Это - пример удачного диалога исторической и современной архитектуры в одном квартале», - заявил Михаил Мамошин, рецензент этой работы. Деликатность «вторжения» в сложившуюся среду отметили и почти все выступающие. Правда, Тимофей Садовский не удержался от шпильки, добавив, что решение фасада — стандартное и неинтересное, и «любой из здесь присутствующих мог бы разработать его интереснее». Предложение переработать верхний этаж будущего здания для того, чтобы фасад стал, как это принято в Петербурге, из трех частей, вызвало всеобщее одобрение.
Но оказалось, что проект не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки. На 80 тысяч квадратных метров офисных и торговых площадей предусмотрено 583 парковочных места. «Вы хотите сказать, что работа выполнена с учетом ПЗЗ? - въедливо поинтересовался Садовский. - Где вы намерены подыскивать недостающие машино-места?»
В ответ Сергей Орешкин, руководитель архитектурной мастерской «А-Лен», выполнявшей адаптацию проекта к российским нормативам, пустился в пространные рассуждения о том, что сейчас кризис, поэтому ожидать, что бизнес-центр будет заполнен хотя бы наполовину, не приходится. «Скорее всего, будет занято только 20% всех площадей. Так зачем же нам предусматривать пустые парковки, которые не понадобятся? - заключил он. — Это — противоречие здравому смыслу». «А вы отдаете себе отчет в том, что вы идете на риск?» - мрачно спросили у авторов. «Да, - заявил Орешкин. - Отдаем. И надеемся, что наши аргументы будут поняты».
«Послушайте, - возмутился Никита Явейн. - Давайте раз и навсегда установим - действуют у нас ПЗЗ или нет! Или мы строим исходя из того, что здесь по каким-то причинам хотелось бы столько, а здесь столько. Или мы все-таки соблюдаем разработанные нами же нормы как закон!» «Я не против того, чтобы город пошел навстречу инвестору в данном проекте, но я хочу понимать, по каким правилам мы играем!» - обратился он к зампредседателя КГА Юрию Митюреву.
Явейна дружно поддержали в зале. На местах начались разговоры по поводу проблем с парковками. «Вот уж на этом участке выполнить все нормативы легче легкого. Бывают территории, на которых изворачиваешься как уж, чтобы уложить все, что требуется, но здесь-то — явно не тот случай!» - тем временем завершил свое выступление оратор.
Поднимающуюся в зале бурю успокоил Митюрев, напомнивший о том, что в будущем на соседней территории появится еще один торговый комплекс, «и у него тоже будет парковка». "И по сумме всех машино-мест в пешеходной доступности нормативы будут выполнены", - заверил он и, видя скептические улыбки на лицах, добавил: "Но при подаче разрешения на отклонение от допустимых параметров эти соображения должны быть жестко обоснованы". После чего всех членов градсовета поспешно пригласили на корпоративный Новый год.
Однако успокоиться архитекторы не могли даже по пути к накрытому столу. «Это что же теперь получается, - недоумевал Михаил Сарри. - Пишешь любую удобную тебе причину, и все нормативы идут побоку?» «Мне особенно понравилось утверждение про кризис, - вторил ему Явейн. - Дескать, места в бизнес-центре не продать, поэтому зачем я буду требования соблюдать». Но эта критика осталась без ответа.