Жители дома 6 по Малой Морской получили письмо от Сергея Козырева. Вице-губернатор, курирующий жилищно-коммунальный сектор, вежливо сообщил гражданам, что все их жалобы рассмотрены и переданы в жилищный комитет и администрацию Центрального района. То есть именно в те инстанции, на которые граждане и жалуются. Реакция чиновников вполне стандартна, вот только жаловались граждане на последствия строительства знакового проекта – станции метро «Адмиралтейская».
Дом 6 по Малой Морской медленно приближается к аварийному состоянию. По крайней мере, сразу две уважаемые экспертные организации, ЗАО «Бэскит» и СК «Подземстройреконструкция», выявили существенные повреждения – существующие трещины раскрылись с 4 мм до 24 - 30 мм, вдобавок частично обрушилась кирпичная кладка венчающего карниза.
Кроме того, «Подземстройреконструкция»,обследовавшая фундаменты здания, установила, что их состояние можно назвать только ограниченно работоспособным. И рекомендовала выполнить укрепление грунтов буроинъекционными сваями.
Однако кто должен выполнять эту работу – неизвестно. Здание пришло в такое состояние после строительства станции метро «Адмиралтейская», которое сопровождалось сносом дома по Кирпичному переулку. Трещины образовались еще в период демонтажа, и во избежание раскрытия их укрепили металлическими стяжами. Работы даже пришлось на время приостановить – в ноябре 2009 года генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров сообщал журналистам, что примыкающая к стройплощадке стена «в страшном состоянии», и называл ситуацию критической.
Однако затем работы возобновились. Периодические жалобы жителей на раскрывающиеся трещины и вибрацию у властей Центрального района тревоги не вызывали. Правда, жителям еще одного соседствующего с будущей станцией метро дома повезло – три квартиры в доме 13 по Большой Морской в ноябре 2010 года признали аварийными и включили в список для расселения.
Первый переезд состоялся в августе 2011 года. Проволочка с расселением вызвала негодование Алексея Козырева, в то время уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. «Больше всего в этой истории меня возмущает, какая волокита её сопровождала, - заявлял он. - Проблемы людей, чье жильё пострадало от действий городских или федеральных структур, должны решаться быстро, тем более когда риску подвергаются здоровье и жизнь людей».
Дома 6 по Малой Морской расселение не коснулось. Более того, все попытки жителей привлечь внимание к угрожающей аварийности расценивались чиновниками как попытка получить от города новое жилье – во всяком случае, так в неофициальных разговорах они объясняли свою позицию корреспондентам. В итоге все повреждения здания были признаны незначительными. И в мае 2011 года ГУП «Петербургский метрополитен» пообещал, что обязательно выполнит косметический ремонт здания – после того, как закончит строительство «Адмиралтейской».
Но уже через полгода обещание изменилось. В письме, направленном жителям дома 6, Петербургский метрополитен сообщил, что косметический ремонт будет выполнен, но позже – после затухания осадок от строительных работ. Назван был и новый ориентировочный срок – 2 - 3-й кварталы 2012 года. Однако к обещанным работам метростроевцы не приступили до сих пор. Что касается укрепления грунтов и усиления фундаментов буроинъекционными сваями, то выполнять эти работы строители не намерены. Они уверяют, что необходимые меры защиты были предприняты еще в 2009 году, и никакие выводы экспертов не могут их переубедить.
Жители дома надеялись дождаться хотя бы обещанного косметического ремонта, но к концу 4-го квартала не выдержали. Они обратились сразу в несколько инстанций – Жилищный комитет, Петербургский метрополитен и администрацию Центрального района. И выяснили, что кроме работ по строительству станции метро «Адмиралтейская» рядом с их домом проходила еще и перекладка труб. Поэтому, прежде чем приступать к ремонту дома, надо выяснить, в результате чьей именно деятельности пострадало здание и кто, соответственно, должен оплачивать ликвидацию последствий.
Обескураженные граждане 3 декабря обратились в приемную вице-губернатора Сергея Козырева с просьбой разобраться в ситуации. А заодно созвать комиссию, которая сумела бы установить, проводилось ли все-таки усиление фундаментов дома 6. «Нам непонятно, - признаются они. - как Петербургский метрополитен за счет средств бюджета выполнил работы по буроинъекционному укреплению грунтов, если следов этой деятельности теперь не обнаружить».
Ответ пришел оперативно – всего лишь спустя десять дней. В письме, подписанном А.В. Геращенко, начальником аппарата вице-губернатора Козырева, сообщалось, что обращение граждан рассмотрено и перенаправлено председателю жилищного комитета Валерию Шияну и главе администрации Центрального района Марии Щербаковой, то есть именно тем чиновникам, на чье бездействие и жаловались жители дома 6. Круг замкнулся.
Ни к каким видимым последствиям эта переписка пока не привела. «Никто у нас не появлялся, никаких работ или хотя бы простого обследования не проводил, - рассказывают жители дома. – Все наши попытки что-либо узнать, оказываются безуспешными – в администрации района нас пересылают в Жилищную инспекцию, а там нам тоже ничего не говорят». «Нам заявляют: ждите, - сетуют они. – Мы ждем, но раскрытие трещин идет такими темпами, что скоро обещанного косметического ремонта будет недостаточно. И мы боимся, что наш дом просто развалится».
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»