Руководство Большого Гостиного Двора представило журналистам концепцию развития своего торгового комплекса. Строго говоря, с презентацией оно поторопилось примерно на полгода, потому что еще не готова историко-культурная экспертиза, но руководство ОАО «БГД» что-то должно было ответить миноритарным акционерам из «Форт Групп», подготовившим свою концепцию. За спорами о том, сколько торговых площадей должно быть в Гостином Дворе, – практически философский конфликт.
Как уже писал «Город 812» (№ 4 от 10 февраля), в прошлом году холдинг «Форт Групп», один из крупнейших в городе владельцев коммерческой недвижимости, приобрел 10% акций ОАО «Большой Гостиный Двор». После чего предложил концепцию его развития стоимостью 500 миллионов долларов и предпринял попытку провести своего представителя в состав совета директоров и ревизионную комиссию. Но остальные акционеры восприняли эту идею в штыки. Концепция развития была осмеяна как несостоятельная, представители в руководящие органы не взяты.
В качестве ответа действующий менеджмент ОАО представил свою концепцию. Она была разработана еще в 2005 году архитектурной мастерской «Студия 44» Никиты Явейна, но к ее реализации так и не приступили. Единственное, что успели, – начать реставрацию одного из флигелей, чтобы отдать его под Академию музыки Елены Образцовой. Об этом просили сама Образцова и губернатор Полтавченко.
Обе концепции (нынешняя «Форт групп» и та, что была для ОАО «БГД» сделана в 2005 году) похожи. Они предполагают увеличить общую площадь комплекса с нынешних 78 до 150 тысяч кв. метров, сделать многоярусные подземные парковки и накрыть внутренние дворы стеклянными крышами. Но в декабре прошлого года менеджмент Гостиного Двора свою концепцию скорректировал самым радикальным образом. Была заказана новая историко-культурная экспертиза, результаты которой появятся в конце мая. На ее основании и будет понятно, что можно сделать в Гостином Дворе, являющемся федеральным памятником архитектуры. К 1 августа 2014-го новая редакция концепции должна быть согласована. Но общее направление корректировки, как рассказали журналистам, следующее: никакого нового строительства не вести, ничего не сносить, габариты зданий не менять, так как это запрещено законом «Об объектах культурного наследия».
Стеклянный купол под вопросом, подземная парковка тоже, потому что плохие грунты. В крайнем случае – одноуровневая.
Торговая площадь должна увеличиться не сильно (по некоторым оценкам – с нынешних 16 до 30 тыс. кв. метров), потому что «Петербург и так перенасыщен торговыми площадями». Однако никаких конкретных цифр первые лица БГД не озвучили. Зато будет большая социально-культурная составляющая: помимо академии музыки уже открыты музей купечества и домовая церковь Серафима Вырицкого, бывшего купцом Гостиного Двора. Должны быть театрально-концертные залы, детские центры, хлебопекарня с дешевым хлебом и т.д.
Представитель «Форт Групп» Константин Виноградов, впрочем, тоже заявил «Городу 812», что их концепция не предполагает никаких сносов и надстроек, а увеличение площадей произойдет за счет освоения дворового пространства. И они в любом случае готовы ее обсуждать с остальными акционерами.
Пока обсуждение того, как пострадает или, наоборот, похорошеет федеральный памятник архитектуры Гостиный Двор – занятие почти бессмысленное. Концепции основных акционеров БГД пока нет, а когда она появится, не факт, что ее будут воплощать в жизнь: предыдущий вариант лежал мертвым грузом 10 лет. Концепция «Форт Групп» есть, но, во-первых (и это признают в самой «Форт Групп»), в весьма предварительном виде, во-вторых, ее тоже не хотят воплощать.
Для «Форт Групп» вся эта история, возможно, является попыткой расширить свое влияние в Гостином Дворе. Вкладывать 500 миллионов долларов они могут, например, через выкуп допэмиссии акций, увеличив тем самым свой пакет. Константин Виноградов, впрочем, не стал конкретизировать «Городу», как может быть оформлена инвестиция.
Основные акционеры Гостиного Двора – 30 юридических и 7 тысяч физических лиц. Считается, что фактически управляет бизнесом Константин Мирилашвили, брат известного предпринимателя. Он вряд ли заинтересован в том, чтобы делиться с «Форт Групп» рычагами управления, тем более что Гостиный Двор – это не совсем обычный торговый комплекс.
ОАО «Большой Гостиный Двор» – возможно, последний советский универмаг. В отличие от остальных торговых комплексов, он практически не сдает свои площади в аренду и торгует самостоятельно, причем 40% продаваемых товаров закупает своими силами. В штате предприятия более 1000 человек, из которых, как подчеркивают в Гостином Дворе, почти половина – «ветераны универмага со стажем более 20 лет». Его руководитель, председатель совета директоров Надежда Тушакова, начинала свою карьеру продавцом Гостиного Двора еще в советские времена. Она с большим удовольствием рассказывает, что помогает акционерам – бывшим работникам универмага – «в их тяжелой жизни, и они это чувствуют». А главной своей стратегией считает «сохранение народного достояния».
«Форт Групп» предлагает традиционную схему: создать в Гостином Дворе правильно организованные торговые площади и сдать их в аренду. «Универмаг, который сам закупает товар и сам его продает, в том виде, в котором это делает Гостиный двор - это давно устаревшая модель советского типа, - заявил Константин Виноградов, - существует гораздо более эффективный и отвечающий сегодняшним реалиям вариант функционирование таких торговых комплексов: сдавать их в аренду. Есть мы, молодые менеджеры, не москвичи, знающие, как вести бизнес, но при этом хорошо понимающие историческую ценность Гостиннки. Мы верим, что здравый смысл победит. Готовы продолжать диалог. Церковь и академия музыки не повысят покупательские потоки и трафик. Их может повысить только внятная концепция и полная реконструкция и реконцепция объекта».
Это почти «Вишневый сад». С одной стороны – молодые менеджеры, которые уволят всех ветеранов торговли и сдадут Гостиный Двор в аренду ширпотребным брендам, как в любом торговом комплексе. С другой стороны – ветераны торговли, которые торгуют товарами широкого потребления сами. Последний вариант даже оригинален.
Антон Мухин