Работа над Правилами землепользования и застройки в январе не будет закончена. Новый законопроект вызвал недовольство прокуратуры. Принятие документа «в представленной редакции будет противоречить требованиям законодательства и может привести к нарушению государственных и общественных интересов», гласит заключение надзорных органов. Депутаты ЗакСа к пожеланиям прокуратуры отнеслись чрезвычайно внимательно и объявили тайм-аут перед вторым чтением законопроекта.
Реакция депутатов была близка к шоковой. «Если мы внесем все, что требует прокуратура, нам фактически придется полностью переписать закон», - заявил депутат ЗакСа Сергей Никешин на сегодняшнем внеочередном заседании Комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию.
По заключению прокуратуры, практически все основополагающие пункты нового законопроекта противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации. «Но мы не можем не принять закон, - растерянно развел руками Никешин. - Тогда утверждение градостроительной документации растянется еще на год — закон надо будет написать заново, проводить через процедуру общественных слушаний... Если мы не примем ПЗЗ, то мы дадим зеленый свет временным нормам и правилам еще на неограниченно долгое время».
«Понимаете, что получается, - выступил Виктор Евтухов. - Закон разрабатывают и принимают и исполнительная власть, и законодательная. Но в том случае, если у прокуратуры возникнут претензии, отвечать будем только мы — законодатели. Поэтому я считаю, что мы обязаны учесть все возражения».
Решение принять в первом чтении новый законопроект только как концепцию было единогласно. Сергей Никешин предложил перенести срок второго чтения на неопределенно долгое время — пока ПЗЗ не будут доработаны с учетом всех замечаний прокуратуры. Первоначально поправки собирались принять до 14 января. Однако по предложению собравшихся продлили срок до 23 января. Напомним, ранее новый глава КГА Юлия Киселева заявляла, что 14 января ПЗЗ уже пройдут второе чтение и не позже февраля вступят в силу.
Присутствовавший на заседании Комиссии заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев выдвинул предложение — на время, пока не вступили в силу ПЗЗ, наложить мораторий на согласование градостроительной документации в зонах регулируемой застройки 2 и 3 или растянуть на них режим охранных зон. «Я боюсь, что в период безвластия на этих территориях успеют понастроить все, что угодно», - поделился он своими опасениями. Правда, как выяснилось, предложение Комлева также противоречит действующему законодательству, но депутаты все же решили обратиться с соответствующей просьбой в КГА.
Замечания прокуратуры к новому документу можно разделить на две группы. Неточность формулировок, несоответствие терминов тем, которые используются в Федеральном законодательстве, а также нечеткие обозначения на картах границ территорий - легко устранимы, и с внесением подобных поправок проблем возникнуть не должно. Сложности представляют поправки другой группы.
Как следует из заключения, в составе территориальных зон по закону не выделяются подзоны, как это предлагается в ПЗЗ. Не соответствует Федеральному законодательству и предусмотренный ПЗЗ перечень земель, для которых не устанавливается градостроительный регламент. Почему-то авторы петербургского закона включили в состав таких территорий земли водного фонда, но исключили земли запаса — видимо, в качестве компенсации. Кроме того, авторы ПЗЗ почему-то не сочли нужным регулировать территории, занятые улично-дорожной сетью.
Вызвало возражение прокуратуры и определение, что земельный участок, разделенный на части границами функциональных зон, должен регулироваться регламентом, установленным для зоны, в которую входит большая его часть. Однако, говорится в заключении, по закону формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в разных зонах, не допускается. Напомним, депутат ЗакСа Сергей Малков несколько раз подавал по поводу этого пункта депутатские запросы, но ни один из них не был принят во внимание.
Правила, по которым установлен высотный регламент территорий, как выяснилось, тоже противоречат требованиям законодательства. ПЗЗ значения предельной высоты зданий и сооружений определяет независимо от других параметров застройки. Однако по действующему Градостроительному кодексу РФ «размеры и параметры зданий и сооружений, а также их сочетания должны устанавливаться применительно к каждой территориальной зоне, с учетом ее индивидуальных особенностей». Установление общих значений предельной высоты для всех градостроительных регламентов — а именно это сделано в ПЗЗ — противоречит самому определению градостроительного регламента и основным принципам законодательства о градостроительной деятельности.
Не соответствует законодательству и трактовка понятия «ограничение использования земельных участков и объектов капитального строительства» как «ограничение прав на землю». По Федеральному закону «Об объектах культурного наследия» в пределах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не только устанавливается ограничительный режим, но и определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. ПЗЗ этого пункта не содержат.
Объявили в прокуратуре невозможным и предусмотренную ПЗЗ процедуру получения отклонений от предельных параметров застройки. По действующему законодательству, ни один пункт этой процедуры попросту невозможен. Кроме того, основания для определения таких этапов, как «контроль градостроительной деятельности» и «определение градостроительных условий использования земельных участков при их предоставлении», с точки зрения надзорных органов, не ясны. Напомним, сама возможность отклонений от допустимых параметров много раз вызывала опасения и общественности, и членов Комиссии по городскому хозяйству, однако экс-глава КГА Александр Викторов неизменно успокаивал волнующихся. «Мы намеренно усложнили процедуру получения подобных разрешений», - заверял он.
Кроме того, совмещение в одной зоне жилой и деловой застройки, по мнению прокуратуры, категорически невозможно, так же как и совмещение производственной и общественно- деловой застройки. «Законодательством не предусмотрена возможность размещения в жилых зонах объектов общественно-деловой застройки, не связанных с проживанием граждан», - говорится в заключении. Напомним, во время общественных слушаний по ПЗЗ практически во всех районах звучали протесты против появления зоны Т3ЖД (совмещающей жилую и деловую застройку), но их оставили без внимания. Все поправки к ПЗЗ, поданные гражданами, были отклонены Комиссией по землепользованию и застройке.
На сегодня рабочая группа продолжает проверку высотных доминант. Все уже согласованные проекты зданий — в том числе по выпискам из книги личного приема главного архитектора, превышающих установленные параметры, будут проверены по двум трехмерным моделям — разработанной Институтом территориального развития по заказу КГА и модели Николащенко.
«Правда, по признанию самого Николащенко, все построенное откуда-нибудь все равно будет видно, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» входящий в рабочую группу Сергей Малков. - Наша задача сводится к тому, чтобы определить, насколько эти новые превышения влияют на исторические панорамы».
На сегодня доминант, подлежащих проверке, насчитывается уже 273, но «в дальнейшем их будет еще больше», - прокомментировал Малков. Впрочем, представители рабочей группы надеются, что в связи с переносом сроков слушаний по ПЗЗ ко второму чтению они успеют закончить проверку.
Напомним, работа над созданием правил землепользования и застройки длилась около года. С середины августа по середину октября проходили общественные обсуждения нового законопроекта во всех районах Петербурга. До середины ноября поправки, поданные к новому законопроекту, рассматривала Комиссия по землепользованию под руководством вице-губернатора Александра Вахмистрова. 25 ноября правила землепользования и застройки были утверждены правительством Петербурга под аплодисменты участников заседания.
Фонтанка.ру