Китайский театр в Пушкине продолжает разрушаться. На его восстановление снова не хватило денег, и в программу подготовки к юбилею Царского Села этот объект не вошел. В ГМЗ обещают приступить к реставрации объекта «в ближайшие годы», весь вопрос — доживет ли здание до счастливого времени. "Фонтанке" стало известно - к разрушению памятника архитектуры кто-то приложил руку.
В редакцию «Фонтанки» обратились жители Пушкина, обеспокоенные судьбой памятника федерального значения. «Китайский театр разбирают!» - утверждают они. В течение нескольких дней, рассказывают пушкинцы, к зданию приходили рабочие с тележками, разбирали кирпичную кладку, складывали кирпичи на тележки и увозили в неизвестном направлении. На вопрос «для чего это делается?», охранник, контролирующий процесс, якобы пояснил: « Для восстановления Эрмитажа».
Корресподент «Фонтанки» побывал на месте событий. Действительно — в стене Китайского театра отчетливо видны следы разбора кладки, а у Красной кухни близ Эрмитажа (арх.Неелов, 1870г., павильон называли в 18-19 в.в. Эрмитажная кухня или Красные ворота) россыпью лежат кирпичи, явно изготовленные не в этом веке.
В компании «Ленмостострой», которая выступает генеральным подрядчиком на этом объекте, сообщили, что в Кухонном корпусе они реставрируют только интерьеры, а все, что относится к фасадам делает субподрядчик - «Ренессанс-реставрация». Правда, на вопрос, используются ли при воссоздании корпуса исторические материалы или их современные аналоги заказывают, ответить смогли. «Никаких аналогов не заказывали, в дело идут только подлинные кирпичи», - сообщили представители генподрядчика и доверчиво пояснили, что в этой области полностью доверяют «Ренессансу». «Они давно работают, много объектов вели, знают, где что можно взять», - бесхитростно заявили в «Ленмостострое».
В свою очередь, компания «Ренессанс-реставрация» категорически опровергла информацию об использовании кирпичей Китайского театра. «Стены восстанавливаются из подлинных материалов, а когда их не хватает, заказываются точные аналоги исторических», - заявили в пресс-службе «Росрегионреставрации», объединения, в которое входит «Ренессанс-реставрация».
По оценкам компании «Ресстрой», восстанавливающей интерьеры соседнего «Эрмитажа», в тех случаях, когда для замены исторических материалов заказывают их аналоги, смета увеличивается в 2,5-3 раза. «И примеры переноса плитки или камня с одного объекта на другой бывали. Но это совершенно недопустимо, - заявил Геннадий Кравец, директор компании. Что касается Китайского театра, то в «Ресстрое» заявили, что восстанавливают только интерьеры павильона «Эрмитаж», и в кирпиче для этого объекта не нуждаются. «Да, и в любом случае, мы бы не стали так поступать», - горячо заверили реставраторы.
Вывод напрашивается только один. Некто, прикрываясь тем, что в Царском Селе сейчас полным ходом идут реставрационные работы, попросту конфискует кирпич для собственных нужд. Наверное, в интересах «Ренессанс-реставрации» было бы выяснить истину и установить виновного. Пока, к сожалению, следы теряются.
Впрочем, Китайский театр разрушался и без посторонней помощи. Здание, в котором выступали Лемешев, Утесов, Шульженко пострадало в годы войны. А эксплуатировалось оно с 1779 года как единственная в 18 веке оперная петербургская театральная площадка (Большой московский театр как оперный только-только зарождался в России). Видео можно посмотреть здесь.
Сейчас остов того, что раньше называлось Китайский театр без крыши, с разрушенными перекрытиями можно наблюдать в Александровском парке. На стенах, между проемами окон с двух сторон здания укреплена табличка «Не входить! Идут реставрационные работы». Таблицу окаймляют деревца, проросшие сквозь кирпичную стену, никаких признаков восстановления здесь не увидеть.
Напомним, здание считается частью комплекса Китайской деревни, которая была отреставрирована в 1998 году датской компанией «ТК Девелопмент Пушкин» и превращена в гостевые апартаменты. Предполагалось, что будет восстановлен и театр, однако на него денег инвестора не хватило — объем необходимых средств, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиона евро.
Следующая попытка восстановить памятник была предпринята почти через десять лет. В октябре 2007 года руководство ГМЗ обратилось с просьбой к члену-корреспонденту Международной академии общественных наук, председателю комитета международных отношений Российской гильдии управляющих и девелоперов Валерию Вакуленко найти спонсоров для реставрации театра. Как стало известно позже, за помощью он обращался председателю комиссии по экономике, реформам и развитию Китая, господину Ма Кай. Тот, изучив материалы, проникся бедственным положением ГМЗ и «дал отмашку» Шанхайской и Пекинской строительным компаниям, чтобы они взялись за восстановление объекта.
«Переговоры проходили на уровне первого секретаря ЦК, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Вакуленко. - Договоренность была достигнута, не знаю, насколько китайская сторона была готова говорить о финансах». Однако, планы по восстановлению театра закончились вместе со смертью прежнего директора ГМЗ Ивана Саутова. «Он умер и унес все договоренности с собой», - грустно заметил Вакуленко.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в ГМЗ «Царское село», который сейчас возглавляет Ольга Таратынова (ранее замглавы КГИОП, вдова Ивана Петровича Саутова,) когда-нибудь памятник приведут в порядок. «Мы надеемся, что на следующий год все-таки начнем восстанавливать театр, - обнадежила директор ГМЗ. - Хотя бы разработаем проект».