Все поправки в Правила землепользования и застройки внесены. На следующей неделе этот градостроительный документ будет внесен в Законодательное собрание, и, как надеются его создатели, до начала следующего года будет утвержден. Но эксперты предсказывают - поправки в новый закон появятся уже на следующий же день после вступления его в силу.
Закон разрабатывали «всем миром» - общественные обсуждения этого документа прошли во всех восемнадцати районах города. По итогам общественных слушаний в Комиссию по землепользованию и застройке поступило 3880 поправок — от частных лиц и от организаций, от общественных объединений и профессиональных союзов. После семнадцати заседаний комиссии было отклонено около 40% поданных заявлений.
«Доля отказов могла бы быть и меньше, - пояснил вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, возглавлявший Комиссию по землепользованию и застройке. - Но очень многие заявления дублировали друг друга». В качестве примера Вахмистров привел ходатайство одной строительной организации об изменении зонирования территории на Выборгском шоссе. «По Генплану эти участки переданы под ИЖС, но собственник, скупивший их, собирается застроить землю многоквартирными домами, поэтому постоянно просил нас изменить зону — вопреки Генплану. В том или ином виде, под тем или иным соусом эта поправка всплывала абсолютно во всех районах города», - рассказал он.
Процедура подачи поправок была заявлена, как «предельно демократичная» - все, как подчеркнул Вахмистров, могли высказать свои замечания только на общих законных основаниях — через процедуру общественных слушаний. Даже представители КЭРПИиТа и КТТП подавали поправки таким путем - утверждает вице-губернатор.
Но на стадии принятия поправок демократия закончилась — работа Комиссии, отбирающей поправки, проходила в обстановке строжайшей секретности. Правда, строгости режима направили почему-то исключительно на прессу — как правило, в кабинете председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова, где и происходило обсуждение, собиралось около пятидесяти человек, неизвестных большинству членов Комиссии. «Как правило, это инвесторы приходят лоббировать свои поправки», - пояснил корреспонденту «Фонтанки» один из участников рабочей группы по поправкам к ПЗЗ. «Приходили разные посторонние люди, которые стали экспертами какого-либо депутата или комиссии», - дал свое объяснение Вахмистров.
Однако — наверное впервые в истории нашего правительства — к работе над законопроектом были привлечены в качестве экспертов представители объединений, которые, как заметил Викторов, «мы привыкли считать оппозиционными». «Нам удалось найти общий язык и наладить грамотный конструктивный диалог», - пояснил председатель КГА. По итогам «конструктивного диалога» специалистов НИИ Генплана, НИПИГрада, КГА, депутатов и общественности (Центр экспертиз «ЭКОМ», ВООПИиК и Союз архитекторов) с представителями строительного комплекса был разработан 900-страничный документ.
В ПЗЗ по итогам обсуждений вернули показатели, на которых настаивали участники общественных слушаний во всех районах города — показатель плотности населения и процент застройки участка, установили предельные высотные параметры в разных районах города и оговорили процедуру получения разрешений на отклонения от установленных параметров.
«Работа была очень большая - многие поправки мы обрабатывали пачками», - признался Александр Вахмистров. Участники событий рассказали корреспонденту «Фонтанки», что, в частности, именно «пачкой» - за полтора заседания — был решен вопрос о высотном регламенте. Не мудрствуя лукаво, члены Комиссии решили, что вся территория Охранной зоны и зоны регулирования застройки-1 относится к компетенции КГИОП, «поэтому и поправки эти нам рассматривать незачем».
Остальные заявки на повышение высоты были разделены на две группы — «очень наглые» и «не очень». «Очень наглым» было отказано, «не очень» - выверили по схеме Николащенко. В итоге в городе остались три высотных доминанты - «Морской фасад» (высота на Северном острове 120 метров), устье Охты на Правом берегу Невы (высота 100 метров) и «Измайловская перспектива» - высота 80 метров.
Для всех остальных кварталов был прописан единственный показатель — предельной высоты застройки. Никаких «высот по коньку», «высот по карнизу» и «внуриквартальных доминант» не предполагается. «Недолгий опыт работы с регламентом № 1731 убедил нас в том, что двойные нормы — это всегда двойственность решений, поле для манипулирования. Это - путь в никуда, - пояснил Александр Викторов. - Мы решили этого избежать».
Отклонение от предельно допустимых параметров застройки допускается, но только через определенную процедуру - «намеренно усложненную», подчеркнул Викторов. Застройщик, пожелавший обзавестись высоткой в неположенном месте, должен будет провести градостроительную экспертизу, пройти общественные слушания, а также представить проект на Градостроительный совет. Если он получит одобрение во всех инстанциях, разрешение, возможно, ему выдадут.
Разумеется, закон не имеет обратной силы, поэтому комплекс «Империал» на Киевской, 6 еще может прописаться в городе на вполне законных правах — здание, официально признанное «градостроительной ошибкой», соответствует требованиям высотного регламента, который вот-вот будет отменен. «Сейчас их проект проходит экспертизу в службе Госстройнадзора, и если они успеют получить разрешение до Нового года — до вступления в силу ПЗЗ, то смогут спокойно продолжать строить», - пояснил Вахмистров.
Мнения разработчиков ПЗЗ по поводу документа весьма различаются. По мнению Александра Вахмистрова, этот документ — «серьезный этап в работе по созданию градостроительной документации, которая была начата еще в 2005 году». «Теперь любой застройщик получит внятный инструмент, и ему не надо будет получать десяток различных согласований во всяких инстанциях. Этот документ — дебюрократизация градостроительной деятельности»», - заявил вице-губернатор. Вахмистров заверяет, что первые поправки в ПЗЗ будут внесены не раньше, чем через пять лет.
С точки зрения депутата ЗакСа Сергея Малкова, в ПЗЗ следовало бы включить раздел «подземное строительство». Не понравилось Малкову и то, что при обсуждении допустимых высотных параметров застройки рассматривалось только влияние зданий на исторические панорамы города. «Мы как-то забыли о том, что силуэт новых районов тоже надо формировать. Высотные доминанты там появляются не по градостроительному замыслу, а только по воле инвестора», - заметил депутат. Положительным моментом Малков считает то, что депутаты сумели настоять на использовании при разработке высотного регламента модели Бориса Николащенко. «И очень хорошо еще, что мы добились того, что в зоне Р-2 (рекреационная — прим. ред.) теперь ограничена площадь, на которой можно строить какие-либо сооружения», - добавил депутат.
«В ПЗЗ не включена геология, поэтому застройщику все равно придется проводить изыскательские работы и согласовывать их результаты», - комментирует Александр Карпов и добавляет, что этот, с такой помпезностью принимающийся документ — далеко не последний: «Впереди еще разработка региональных норм строительного проектирования».
Заявление Вахмистрова о неизменности Правил на ближайшую пятилетку вызвало у Карпова сомнения. «В Нижнем Новгороде Правила землепользования и застройки были разработаны и приняты еще три года назад, и в них уже внесли 21 поправку. Совершенно не исключено, что когда этот документ вступит в силу, его сразу же потребуется изменять», - предполагает он.
Кира Обухова