Художников отправят в «Кресты» и на Сталепрокатный
Смольный наконец решил, в каких зонах надо разместить творческих людей. Определены три территории для создания будущих креативных кластеров. Наилучшим местом для поэтов и художников по-прежнему считаются «Кресты», но сгодятся для богемной публики и Адмиралтейство, и Петровский док в Кронштадте, а также канатный цех завода «Красный гвоздильщик». А вот с идеологией будущих рассадников творчества пока не очень ясно — ее еще придется разрабатывать. Конкурс на 1,9 млн рублей КИСП уже объявил. Сама идея создания в петербурге культурных кластеров принадлежит именно комитету.
Два миллиона за идеологию
Цель конкурса, объявленного комитетом инвестиций и стратегических проектов, - разработать оптимальную модель будущего креативного кластера, в котором работники творческих индустрий будут реализовывать свои проекты с минимальной нагрузкой на бюджет. При ее создании обязательно надо учесть социально-экономические условия реализации будущего проекта, выполнить архитектурно-планировочное решение и рассмотреть варианты возможного привлечения финансирования. Минимальная стоимость контракта — 1 миллион 900 тысяч рублей. Всего требуется подготовить модель для двух кварталов — один должен быть из списка, составленного комитетом, второй исполнителю придется искать самостоятельно.
«Техническое задание вполне логично, - прокомментировал объявленный конкурс президент «ВТБ-Девелопмент» Александр Ольховский. - Идеологии креативных кварталов сейчас нет, поэтому КИСП намерен ее сформировать через разработку архитектурно-планировочных решений. Вполне разумный путь». «Самое главное, что здесь требуется от разработчиков технического задания, - добавил он. - Предусмотреть все тонкости и добиться, чтобы «на выходе» получились сопоставимые проекты».
Что касается выбора дополнительных территорий для креативных кластеров, то и в этом девелопер не видит проблемы. «Мне сложно назвать их с ходу. Но могу сказать, что анализа требует вся зона вокруг Обводного канала, промышленной пояс, - считает Ольховский. - Базой для таких индустрий должны быть исторические здания, скорее всего, промышленные. Такой выбор диктует сама архитектура подобных построек - большие пространства, мощные колонны, нестандартные перекрытия. Так что вполне логично перепрофилировать для творческих мастерских и выставок заводские территории конца XIX — начала XX века». «Правда, каждый раз надо исходить из стоимости перебазирования предприятия, и из того, насколько оно оправданно», добавляет эксперт.
Правда, возможных исполнителей смущает стоимость контракта. «Разработка проекта планировки и межевания среднего квартала обходится в среднем в 1,5 миллиона рублей, - заметил на условиях анонимности представитель одного из петербургских проектных бюро. - А тут речь идет о подготовке двух довольно сложных финансово-экономических моделей всего за 1 миллион 900 тысяч. И я не очень понимаю, какое качество получит заказчик за эти деньги».
Идея
Как уже писала "Фонтанка", весной этого года КИСП обратился к губернатору Георгию Полтавченко с вопросом о целесообразности развития креативного кластера и разработки соответствующей концепции. В отличие от других проектов того же КИСПа, эта идея понравилась главе города. Суть идеи не отличается от того, что уже реализуется в Европе и только начинает появляться в нашем городе: инвестор проводит реконструкцию старого промышленного здания, которое уже не используется по назначению, и привлекает туда компании, связанные с искусством, дизайном и другими художественными практиками, – именно такие объекты принято называть «лофтами».
Они будут создаваться при активной поддержке Смольного: предполагается, что государство будет оказывать административную и финансовую помощь при подготовке территории и её реконструкции, а затем, после появления там первых компаний, будет предоставлять им субсидии – начиная от скидки по арендной плате и заканчивая точечной денежной поддержкой. Кроме того, Смольный возьмет на себя функции по продвижению кластера на внешнем рынке – в других российских городах и за рубежом.
Без конкурса в «Кресты» не пройти
КИСП предлагает разработчикам попробовать свои силы на территориях, которые давно считаются головной болью петербургских властей. Первый из них, тюремный изолятор ФКУ СИЗО-1 УФСИН, более известный как «Кресты», город пытается приспособить для современного использования с 2006 года. В 2003 году о намерениях перебазировать тюрьму на новое место объявила «Корпорация С», принадлежащая бизнесмену Василию Сопромадзе. Инвестор собирался реконструировать изолятор в развлекательный комплекс. Отказаться от замыслов его заставила необходимость строительства новой тюрьмы.
В апреле 2006 года появился и еще один потенциальный инвестор - инвестиционная компания Prison Investments LLC (Британия). Концепцией, разработанной London Consulting & Management Company LCMC, на территории 4,5 га, занимаемой знаменитой тюрьмой, предполагалось расположить целый комплекс построек. В жилой зоне должны были появиться апартаменты с видом на Неву и элитные квартиры, для бизнес-центра класса В отводили 30 тысяч квадратных метров. Кроме того, планировали инвесторы создать на территории тюрьмы музей и развлекательный центр «Алькатрас», соинвестором которого выступал оператор развлечений Terminator Entertainments. По неофициальным данным, при проработке концепции рассматривался и вариант превращения «Крестов» в «коммерческую тюрьму с улучшенными условиями содержания для VIP-контингента», но этот вариант был признан «недостаточно востребованным на рынке». Для заключенных же, которые должны были уступить место жителям элитных квартир, предполагалось построить новый изолятор в районе Усть-Луги.
Но уже летом 2006 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, вернувшись после встречи с президентом России, Владимиром Путиным, объявила о том, что для заключенных построят новое современное пенитенциарное учреждение в Колпино — за счет средств из федерального бюджета. И соответствующее поручение глава страны дал - для новой тюрьмы выделили участок площадью 28 га, стоимость строительства оценили в 4,3 миллиарда рублей. Деньги выделили из федерального бюджета.
Территорию, которая освободится после переноса «Крестов» в Колпино, городские власти планировали выставить на торги. По предварительным оценкам, за нее рассчитывали $150-200 миллионов (в ценах на то время). Вернувшийся к своим прежним намерениям владелец «Корпорация С», Василий Сопромадзе, заявлял, что готов заплатить за участок 120 миллионов евро. Но до торгов дело не дошло. Городские власти вспомнили о том, что «Кресты» - памятник федерального значения, а значит — перестраивать или глобально реконструировать его нельзя. Новое строительство на территории изолятора тоже стало невозможным. Об отказах от своих намерений инвесторы не объявляли, но тема торгов понемногу сошла на нет. Между тем, строительство нового изолятора уже шло полным ходом, поэтому вопрос «как быть с освободившейся тюрьмой» было необходимо решать. Впрочем, на все вопросы о судьбе «Крестов» власти предпочитали давать уклончивые ответы.
Затем в Петербурге сменился губернатор, а вместе с ним и приоритеты. И в конце мая КИСП выступил с инициативой создания в Петербурге креативного кластера, предложив использовать для этой цели именно «Кресты». Летом 2012-го года тюрьму посетили сотрудники КГИОП и выдали свое заключение — такое использование объекта культурного наследия вполне допустимо с точки зрения закона.
"Подайте русскому авангарду"
Еще одна проблема города — водонапорная башня и канатный цех бывшего завода «Красный гвоздильщик» (позднее — Сталепрокатный завод). В 2008 году по проекту, разработанную мастерской «Рейнберг&Шаров» для финской компании Lipsanen&Co. Group и шведской Vassili Aktiebolag предполагалось, что обе постройки обязательно будут сохранены. Более того — в знаменитой башне, построенной по проекту Якова Черникова, откроется музей русского авангарда. Для защиты проекта на заседание Градсовета даже пригласили внука знаменитого архитектора. И он горячо поддержал компанию Lipsonen.
Затем, в 2011 году, все постройки, находившиеся на территории Сталепрокатного завода (кроме башни, здания заводоуправления и канатного цеха) снесли, а концепцию откорректировали. И на заседании Градостроительного совета, проходившем (уже без приглашения потомков Черникова) 17 февраля 2012 года, ни о каком музее речи уже ни шло. И вообще не рассматривались какие-либо варианты использования исторических зданий — инвестор рассуждал исключительно о новом строительстве на освободившемся месте. Теперь же, по условиям конкурса, объявленного КИСПом, необходимо продумать такую модель креативного квартала, которая позволила бы городским властям построить отношения с уже существующим инвестором при реализации этого проекта.
Кронштадт надеется на будущее
В Кронштадте для креатива предложена территория Адмиралтейства, Петровский док, Доковый бассейн и Летний сад, общей площадью 25 га. Идеи реконструкции этих объектов культурного наследия и вообще приведения Кронштадтского района в «цивилизованный вид» витают в воздухе давно, но пока потенциальные инвесторы не проявляли к ним очевидного интереса.
Правда, еще со времен губернатора Валентины Матвиенко высказываются версии, что в самое ближайшее время остров Котлин станет инвестиционно привлекательной территорией — на нем задумано строительство новой площадки «Адмиралтейских верфей», планируется открыть яхт-клубы и вообще превратить Кронштадтские форты в мекку для туристов. Возможно, создание креативного квартала — одна из задуманных «изюминок» для привлечения публики.