Абсолютным большинством голосов в конкурсе архитектурных проектов будущего театра Бориса Эйфмана был выбран проект голландской мастерской UN Studio. Его предпочли французской мастерской Жана Новеля, норвежской Snohetta AS и петербургскому архитектурному бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры».
«Для меня это особенный день. Начала осуществляться моя мечта. Если мы доживем до её реализации, то, я надеюсь, это здание станет одним из центров мирового балета. В Петербурге снова будет действовать очаг новых идей в балетном искусстве», - заявил после объявления победителя сам балетмейстер. Театр Эйфмана должен быть построен к концу 2014-го года. Сколько он будет стоить «ВТБ», на чьи деньги все это предстоит реализовывать, пока неизвестно. По предварительным подсчетам, стоимость проекта без сценического оборудования, колеблется между 80 и 100 миллионами долларов, заявил зампред правления «ВТБ» Василий Титов.
Возглавляющая вместе с ним жюри конкурса губернатор Петербурга Валентина Матвиенко уже высказала уверенность, что реализация проекта голландцев войдет в историю петербургской культуры. В данном случае афоризм «архитектура — застывшая музыка» верен вдвойне, заметила она. Ну, а поклонникам Бориса Эйфмана (которого губернатор назвала «хореографом номер один в мире»), уже много лет ожидающим, когда его труппа получит свой дом, придется потерпеть совсем не много. «Осталось построить и справить новоселье».
Борис Эйфман отметил, что будущий театр - вовсе не театр для Эйфмана. «Люди приходят и уходят, а этот театр, я надеюсь, останется на века», - сказал он. По его мнению, именно голландцы оказались ближе всего к тому, чтобы поймать и воплотить идею балетного пространства. Заметим, что при объявлении конкурса он говорил о своем желании видеть классическое петербургское здание. Однако идеей голландцев разочарован вроде бы не был. Единственная его просьба к разработчикам — предусмотреть отдельные входы на большую сцену и на малую, которая должна стать своебразной творческой лабораторией.
Проект голландцев построен вокруг трех пространств — двух сцен (одна на 1000 зрителей, вторая на 300) и фойе. Напомним, что театр Эйфмана должен стать жемчужиной проекта «ВТБ» «Набережная Европы». Площадь, на которой он будет стоять, архитекторы UN Studio назвали «площадью звезд российского балета». Снаружи площади должны открываться, по их задумке, «захватывающие виды жизни внутри здания». А изнутри — не менее захватывающие виды на Петербург. По утверждению архитекторов, каждый из этих видов тщательно продуман.
Голландцы предусмотрели распределение инженерных систем по всему зданию — это должно дать нужный уровень климата и комфорта. «Система вытесняющей вентиляции» будет создана в зрительном зале, где техника будет генерировать слой свежего воздуха. Архитектурное решение самого зала продумано так, чтобы получать качественное звучание балетной музыки.
Продумана ими и «хореография внутренних связей (переходов — авт.)» театра. На крыше также запроектирован сад, не забыли проектировщики и о многочисленных репетиционных залах. Максимальная высота кровли здания 30 метров, однако предусмотрены сразу три подземных этажа, на которых расположится парковка и служебные помещения. Эти нижние этажи уйдут в землю аж на 11 метров — конечно меньше, чем у Мариинки-2, но тоже достататочно непросто для реализации в условиях петербургских грунтов.