«Северная корона» - парковка за 90 миллионов долларов
На набережной Карповки появилась новая круглосуточная парковка. Ограждена она забором из покосившихся бетонных блоков. В щели между ними и сквозь проржавевшие прутья решеток можно увидеть засыпанную песком площадку, которую разравнивают вручную двое рабочих. Над автостоянкой гордо возвышаются стены современного здания из тонированного стекла и бетона, под самой крышей которого красуется растяжка кустарного производства - «Автостоянка». Таков блистательный финал самого первого из амбициозных проектов обновленного Петербурга — гостиницы «Северная корона».
Щит с надписью «Стоянка 24 часа» и стрелочкой, указывающей на въезд на строительную площадку, украсил набережную Карповки не больше месяца назад. Работы по обустройству автостоянки, что называется, в полном разгаре, но услуги предприятие уже оказывает. Желающие могут позвонить по мобильному телефону — он обозначен на растяжке, украшающей фасад недостроенной гостиницы, и оставить автомобиль на сутки или на месяц.
У автовладельцев есть выбор между «грунтовой» автостоянкой (там сейчас выкорчевывают остатки деревьев и разравнивают землю) и заасфальтированной (она находится с другой стороны гостиницы, ближе к Каменноостровскому проспекту). Обе площадки открытые, стоимость аренды машиноместа на них одинакова.
Цены установлены вполне божеские: месячная аренда - средняя по рынку, суточная - ниже средней. Но похвастаться популярностью новые площадки явно не могут. Правда, как обстоят дела на заасфальтированной, корреспонденту «Фонтанки» увидеть не удалось, зато «грунтовая» представляет из себя печальное зрелище — на территории, пригодной для размещения ста автомобилей, в уголке сиротливо стоит один-единственный заслуженный ветеран отечественного автопрома.
К услугам автовладельцев пока предлагается только охрана. Делать крытую парковку в ближайшее время хозяева не намерены. Как пояснил владелец номера мобильного телефона, определяющий машины «на постой», о переделке здания в паркинг речи тоже не идет — используется только свободная незастроенная площадь. Само же здание гостиницы служит исключительно как конструкция для вывески.
Каким образом владельцы сумели открыть на территории стройплощадки парковку — неизвестно. Как пояснили в ГУП «Центр автостоянок и гаражей», для создания автостоянки необходим, кроме договора об аренде земельного участка, еще и целый ряд документов — согласованный проект, лицензии Госпожнадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД. Окончательную визу владельцы автостоянки должны получить в государственной архитектурно-технической инспекции (ГАТИ).
Возможно, все эти необходимые бумаги у владельцев парковки и есть, но выяснить, так ли это, оказалось невозможно. Телефоны собственника участка, ООО «Северная корона», не отвечают на протяжении всего рабочего дня. Зато на сайте ГАТИ в списке действующих ордеров нет никаких разрешений на обустройство автостоянки — есть только ордер на установку ограждения от самовольного проникновения на площадку, действительный до 31 декабря 2010 года.
При этом до 30 марта 2010 года комитет по градостроительству и архитектуре должен был согласовать проект планировки и межевания территории, ограниченной Каменноостровским проспектом, набережной Карповки, Иоанновским переулком и улицей Профессора Попова. Однако никаких утвержденных проектов правительству Санкт-Петербурга никто не представлял, и решений о переносе сроков тоже не принималось. Здание гостиницы находится в том же состоянии, что и на момент остановки стройки в 1996 году. По всей видимости, собственники земельного участка решили: пока тянется ситуация неопределенности, из доставшейся им территории надо выжать хоть какую-то прибыль.
Напомним, с гостиницей на Карповке происходило множество метаморфоз. Строить ее начали в 1988 году. Заказчиком выступал Госкомтуризма СССР. Но летом 1991 года СССР прекратил свое существование. Вместе со страной исчез и Госкомтуризма, а все предприятия «Интуриста» были переданы мэрии Петербурга. Тогда же была предпринята и первая попытка продажи неудавшейся гостиницы, но реализовать объект городская власть не сумела. Попытка возобновить строительство была предпринята в 1992 году, к 1995-му здание было завершено на 90%, но на этом все работы остановились.
С тех пор гостиница, первоначально называвшаяся «Интер-Отель Петроград», а позднее - «Северная корона», поменяла нескольких «хозяев», обросла долгами и судебными разбирательствами. Проект несколько раз пытались продать, «вывозили» на выставку в Канны в поисках инвестора, но желающих довести здание до завершения так и не нашлось.
Правда, периодически власти города предпринимали волевые усилия — так, здание обещали завершить к 300-летию Петербурга, потом к 2006-му и к 2008-му. Инвесторы каждый раз обещали уложиться в намеченные сроки, однако здание оставалось все на той же стадии, что и в 1996 году — 90% готовности.
Последний раз «Северная корона» оказалась в центре внимания в июле 2009 года, когда в прессе внезапно появилась информация о сносе здания, впоследствии не подтвердившаяся. Одновременно с этими слухами над забором, ограждающим строительную площадку, установили щиты, на которых были схематично изображены будущие жилые кварталы — именно их собственники земельного участка намеревались построить вместо гостиницы. Проект планировки территории ООО «Северная корона» должно было подготовить не позже конца июля 2009 года — с тем, чтобы КГА смог согласовать его не позже 30 марта 2010-го. Однако и эти намерения пока остались невоплощенными.
Гостиница на Карповке давно стала частью новой петербургской мифологии — в холле этого здания, во время презентации почти завершенного объекта благословлявший мэра Петербурга Анатолия Собчака митрополит Ладожский Иоанн внезапно скончался от сердечного приступа. Именно после этой истории в городе родилась легенда о «проклятом месте, на котором ничего не может быть построено». Здание «Северной короны» включено во все маршруты неформальных экскурсий по городу — его демонстрируют и как пример самого затянувшегося долгостроя, и как мистическое явление.
Возможно, владельцам территории стоит подумать о сотрудничестве с турфирмами и организовать экскурсии на объект, уже давно ставший историческим? Впрочем, и автостоянки под открытым небом тоже вполне могут претендовать на место в Книге рекордов Гиннеса — как самые дорогостоящие парковки в мире. Напомним, до 1998 года в проект было вложено более 60 миллионов долларов. После заморозки строительства на поддержание объекта каждый год тратилось более 1 миллиона долларов. В 2004 году участники рынка оценивали общую сумму затрат на «Северную корону» в 90 миллионов долларов.
Подробно об истории строительства «Северной короны» можно прочитать здесь.