Пять памятников архитектуры регионального значения сняты с охраны. Решение Совета по культурному наследию со стороны защитников этого наследия возражений не вызвало. Наоборот — было встречено с полным пониманием. Здания, представляющие ценность якобы как образцы архитектуры восемнадцатого-девятнадцатого веков, оказались домами послевоенной постройки.
Историко-культурная экспертиза об исключении пяти зданий в Петродворцовом районе из реестра объектов культурного наследия регионального значения была выполнена мастерской «Аллегория» по заказу архитектурной мастерской «Студия-44». Памятники архитектуры — казармы лейб-гвардии Конно-гренадерского полка (Петродворец, улица Эйхенская, 15-а), дом В.Ф.Кузьмина (Эйхенская, 11), дома Казина (Эйхенская, 3, Прудовая, 8) и жилой дом (Конно-Гренадерская, 7/9) - расположены на территории квартала, где корпорация Settl Group намерена реализовать проект строительства гостиницы и спортивно-оздоровительного комплекса, а также нескольких кафе и ресторана. Разработка проектной документации началась, как пояснил Никита Явейн - руководитель мастерской «Студия-44» - в 2006 году и сейчас приближается к финалу. Для того, чтобы представить планировочное решение на подпись губернатору, инвестору необходимо определить судьбу находящихся в квартале охраняемых зданий.
Собравшимся предоставили результаты экспертизы. С фотографиями. И рассказали о каждом объекте. Выяснилось много интересного.
Например, здание по адресу Конно-Гренадерская, 7/9 было, как пояснил Явейн, взято под охрану ошибочно. «До войны здесь располагалась конюшня полка, потом она исчезла, а на ее месте построили два типовых дома 50-х годов», - сообщил он и продемонстрировал снимок типичного барака, уже отделанного сайдингом, с двумя самовольно пристроенными верандами по бокам.
Дом Казина по адресу Эйхенская, 3 тоже оказался деревянной дачкой, построенной после войны на старом фундаменте — фотографии деревянного дома, выкрашенного в зеленый цвет, присутствующим предъявили. По словам Явейна, обшивка здания новая, декор утрачен полностью, перекрытия находятся в аварийном состоянии. На Прудовой улице, 8 выстроено абсолютно новое здание, поскольку прежнее было разрушено во время войны.
По адресу Эйхенская, 11 располагается каменное здание постройки 1951 года, стилизованное под аннинское барокко — в качестве образца этого архитектурного стиля оно и было внесено в реестр. «Его можно снять с охраны и поставить снова — уже как памятник образца архитектуры 50-х годов, - заметил Явейн, но тут же добавил, - но тогда у инвестора возникнут проблемы с расселением».
Единственным памятником архитектуры, находящимся в списке по праву, оказалось вполне заурядное здание постройки 1914-1915 годов, расположенное по адресу Эйхенская, 15. Но этот дом расположен на берегу Марлинского канала, и, как сообщил Явейн, из-за близости воды начались неравномерные просадки фундамента - здание пришло в безнадежно аварийное состояние. Фотография тоже была предъявлена.
Светлана Павлова, представляющая мастерскую «Аллегория», заверила, что в Петергофе еще живы те люди, которые помнят, как строились все эти дома. И никаких сомнений в том, что здания не могут считаться образцами архитектуры восемнадцатого-девятнадцатого веков у нее нет. «Они были построены после войны для того, чтобы люди могли в них жить, а не для того, чтобы их брали под охрану», - запальчиво воскликнула Павлова.
Некоторое время члены Совета осмысливали услышанное и увиденное. Бывший заместитель председателя КГИОП Борис Кириков пустился в объяснения: «Понимаете, на рубеже 80-90-х годов под охрану было взято очень много зданий. Я плохо знаю Петергоф за пределами ГМЗ, поэтому согласился с мнением специалистов по этому району». «Но если бы я хоть раз увидел эти фотографии, я бы исключил эти дома при первой же корректировке реестра!» - заявил он, явно пребывая под впечатлением от выступления Явейна.
«Нет, вы только подумайте, - не мог успокоиться Кириков. - У нас Гаванский рабочий городок, Балтийский вокзал и первые шахты метрополитена считаются вновь выявленными объектами, а то, что нам сейчас продемонстрировали — памятники архитектуры регионального значения!»
Слово взял председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис. «Сколько еще таких зданий было взято под охрану на рубеже 80-90-х годов? - поинтересовался он. - Вам не кажется, что, если КГИОП охраняет как архитектуру восемнадцатого-девятнадцатого века дома середины пятидесятых годов, то это несколько подрывает доверие к Комитету? Надо исправлять ошибки».
Предложение Марголиса было встречено угрюмым молчанием, и, стараясь не смотреть друг на друга, члены Совета перешли к обсуждению. Никаких возражений по поводу исключения из списка четырех зданий не нашлось. Попытались заступиться только за дом на Эйхенской, 15 - его предложили оставить под охраной как образец удачной стилизации. Однако большинство эту идею не поддержало. И со счетом 8 против 4 все пять зданий были приговорены к сносу.
Впрочем, когда этот снос все-таки состоится — неизвестно. В компании Settl Group пояснили, что сейчас завершается этап разработки градостроительной документации. До начала кризиса к разработке самого проекта намеревались приступить в 2009 году, но из-за изменившейся экономической ситуации начало работ, возможно, будет отложено. Концепция проекта не изменилась.