Почему уважаемые люди одобряют город Южный, а простые горожане - наоборот?
Чудо-город на четверть миллиона жителей, который хочет построить на юге Петербурга олигарх Захар Смушкин, вызывает в обществе раздрай. Южный даже проектировать еще не начали, а уважаемые петербуржцы уже приступили к его одобрению: записались в созданный застройщиком общественный совет и подписали резолюцию в поддержку. Простые петербуржцы, наоборот, вышли на митинг против строительства.
Строительством сказочного города будущего - с просторными домами, экологичными заводами и чудесными парками - занимается управляющая компания «СТАРТ Девелопмент», подконтрольная Захару Смушкину. Еще в 2009 году она выкупила под Южный 3500 га земли к югу от Петербурга. На этом участке, расположенном частично в Пушкинском районе Петербурга, частично – в Гатчинском районе Ленобласти, сегодня находятся заброшенные поля, кусок леса, болото и несколько поселков. Оригинальность проекта в том, что Южному придется разместиться одновременно в двух субъектах Федерации: 134 тысячи жителей будут жить в Петербурге, еще 105 тысяч - в областной его части. Сегодня в «СТАРТ Девелопмент» объясняют, что областная часть проекта у них пока вообще не проработана. Поэтому все публичные обсуждения касаются только городской части Южного. Что будет в областной - не известно. Весной во всех районах города прошли общественные слушания по проекту.
В «Старт Девелопмент» утверждают, что Южный уникален, так как речь идет не просто о массовом строительстве жилья, а о комплексном освоении территории. Там сразу откроют школы-садики, магазины, бизнес-центры и предприятия, на которых, никуда не выезжая из города, станут трудиться южане. Конкретного проекта до сих пор нет, но согласно последней информации, зеленые зоны займут 25% территории Южного, а плотность застройки, как представляется девелоперу, будет ниже, чем в нынешних «спальниках» в 2,5 раза.
Общая стоимость проекта - 179 миллиардов рублей, срок реализации - 19 лет. Городской бюджет обещает вложить в строительство социальной инфраструктуры в Южном более 30 миллиардов. Это - очень щедрый жест со стороны Смольного. И противоречивый. Так как власти недавно и довольно в жесткой форме дали понять всем инвесторам, что финансировать строительство «социалки» в районах массовой застройки больше не будут. Южный по умолчанию стал исключением.
В «Старт Девелопмент» поначалу неохотно делились информацией о проекте, но когда он дошел до этапа общественных слушаний (в связи с внесением поправок Генплан Петербурга), началась активная кампания по созданию положительного имиджа Южного. Сейчас девелопер ведет точечную работу с целевой аудиторией - то есть, теми людьми, чей удельный вес в обществе велик. Как рассказал «Городу 812» руководитель одного из госучреждений, к нему на прием недавно пришла девушка из «Старт Девелопмент» и напрямую поинтересовалась - какие у его учреждения есть интересы и опасения, связанные с проектом, и чтобы они хотели получить от его реализации?
«Старт Девелопмент», видимо, провел большую работу, и она не прошла даром. Из уважаемых и влиятельных петербуржцев инвестор, буквально, на днях создал для Южного Общественный экспертный совет. Как объясняет сам инвестор - «для сопровождения проекта в течение всего срока освоения территории». Главой совета назначили директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В новый орган при Южном также вошли актер Игорь Скляр, священник из Царского Села Геннадий Зверев, ректор СПб политехнического университета Андрей Рудской, руководители ГМЗ «Царское Село» и «Павловск» Ольга Таратынова и Вера Дементьева, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра и другие. На прошлой неделе Совет Южного собрался впервые.
- Мы хотим осуществить один из самых грандиозных градостроительных проектов в стране... Создание нового района потребует принятия нестандартных решений, связанных с культурной, образовательной и духовной жизнью города... Мы хотели бы рекомендовать правительству Санкт-Петербурга учесть рекомендации совета, - заявил на первом заседании совета Южного глава совета директоров «Старт Девелопмент» Захар Смушкин.
Инвестора энергично поддержал глава Эрмитажа Михаил Пиотровский.
- Мне этот проект очень симпатичен. Это интересная градостроительная инициатива, которая может стать серьезным шагом к решению проблем уплотнительной застройки, перенаселенности исторической части Санкт-Петербурга... Мне приятно и то, что разработчики искренне заинтересованы в общественном успехе Южного, – цитируют слова Пиотровского в «Старт Девелопмент».
Как официально сообщили в компании, Общественный совет на первом же заседании принял резолюцию в поддержку Южного и проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга». Одобрительная резолюция направлена в Законодательное собрание города.
Пока именитые петербуржцы одобряют Южный, простые горожане митингуют против того же самого Южного. Массовая акция протеста прошла 20 октября в Пушкине. По словам одного из ее организаторов Александра Беляева, митинг был согласован на 400 человек. При подготовке напечатали и раздали три тысячи листовок, так что количество участников, возможно, было и больше. Эти люди не верят заявлениям «Старт Девелопмент», опасаясь разного вреда, который, по их мнению, может принести строительство Южного. Обида на Южный зародились еще во время общественных слушаний.
Сейчас девелопер пытается создать картинку, что вся общественность чуть ли не согласна с этим проектом. А нас-то никто не спрашивал! Начиная с публичных слушаний, которые были срежиссированы. И сейчас каждый их шаг направлен на то, чтобы создать картинку - видимость того, что все уже решено и вся общественность - за. Митинг нужен для привлечения внимания к проблеме. Для всех уже очевидно, что их задача - изменить назначение сельскохозяйственных земель на жилую застройку, а потом распродать по рыночной цене другим застройщикам. После изменения назначения земли ее стоимость возрастет в 200 - 500 раз. Этот вывод сделан на основе анализа рынка недвижимости в Пушкинском районе. Ни один проект в этой стране не будет двигаться, если нет интереса больших сумм, - говорит Александр Беляев.
По его словам, основные опасения жителей Пушкина связаны с тем, что стройка и новый город по соседству увеличат транспортные проблемы, вырубка Кондапокшинского леса, купленного инвестором, загубит речку Кузьминку, питающие парковые пруды, и весь Пушкин оккупируют мигранты.
- Соседний с нами район - Славянку - построили практически без инфраструктуры. Теперь вся Славянка пользуется нашими детсадами, поликлиниками. Из-за этого везде огромные очереди. Социальное напряжение - колоссальное. А кто будет вести эту новую стройку? Почти 20 лет там будет куча нелегальных мигрантов, отчего уровень преступности сразу повысится. Это неизбежно. Вон, в Шушарах, где идут массовые стройки, уже чуть ли не притоны мигрантские открываются. Я не понимаю, зачем мне этот Южный и почему они называет его развитием города. Это не развитие, это разрастание опухоли, - уверен активист Беляев.
23 октября 2013 года парламент Петербурга рассмотрит законопроект о внесении изменений в Генплан города, связанных с возведением Южного. Принятия закона станет первым шагом к его строительству.
Мария ГОРДЯКОВА
Антон Финогенов, руководитель института «Урбаника»:
- Проект Южного полезен уже тем, что отличается от принятой сегодня практики пригородного жилищного девелопмента, который сейчас расцвел вокруг Петербурга. В отличие от большинства проектов, здесь - высокая прозрачность в связи с необходимостью прохождения поправок в Генплан. То есть, четко зафиксированы параметры застройки, суммы, которые вкладывают инвестор и государство. Этого сегодня не делается в большинстве других проектов, потому что они более формально проходят общественные слушания или вообще их не проходят. Сейчас раздаются возмущенные заявляется по поводу того, что городской бюджет собирается потратить на Южный более 30 миллиардов рублей. Но, во-первых, город потратит эти деньги не за год-два, а как минимум за 15 лет, поэтому сумма в годовом эквиваленте будет гораздо меньше. Во-вторых, это иллюзия, что прежде город не тратил средства на жилищные проекты. Например, на коммунальное и транспортное обеспечение Северной Долины было израсходовано несколько миллиардов рублей. А что такое Северная Долина сегодня? Это просто лес в поле! Так, может быть, лучше вкладывать деньги в такие проекты, как Южный?
Много разговор о том, что девелопер, мол, специально хочет изменить назначение земли, чтобы потом ее перепродать. Так это же нормальная мировая практика! И инвестор этого не скрывает. Он, как девелопер, занимается юридическими вопросами и вопросами инженерного обеспечения, а потом перепродает землю для последующей застройки. Да, потом могут проводить какие-то мелкие поправки, но для этого есть процедура общественных слушаний и процедура рассмотрения в Законодательном собрании. Когда общественность увидит, что пяти-семиэтажные районы превращаются в двадцатипятиэтажные, вот тогда и будем критиковать того, кто эти поправки проводит. А пока мы обсуждаем какую-то абстракцию. Потому что в рамках Генплана обозначены просто функциональные зоны.
Складывается впечатление, что политическая шумиха вокруг Южного вызвана тем, что он единственный проходит процедуру внесения изменений в Генплан. Хочется спросить: ребята, а почему нет шумихи по поводу того большого количества градостроительного безобразия, которое появляется вблизи КАД - плохо обеспеченного транспортной инфраструктурой и откровенно вредящее городу, явно нацеленное на получение сверхдоходов девелоперов?
Дмитрий Гавра, профессор СПбГУ:
- Я знаком с проектом только по тем документам, которые были представлены экспертному совету. К его разработке я никакого отношения не имею. Перед нами - попытка комплексной застройки территории, в России подобных проектов еще не было. Там много инновационных решений, не столько даже градостроительных - поскольку в архитектурном плане там все достаточно обычно - сколько по решению социально-экономических проблем. Малоэтажная застройка. Зеленые зоны. Концепция занятости. Попытка сделать так, чтобы значительное количество проектируемого населения имело приличные рабочие места в самом Южном, и таким образом мы бы ушли от маятниковых миграций. Потенциальный вред от проекта в представленной нам концепции описан, разумеется, не был. Именно поэтому я задал вопросы, которые вызывают у меня обеспокоенность. Часть ответов я получил, часть - нет. Я прекрасно знаю, что проекты подобно города у нас всегда начинаются с малоэтажной застройки, а потом идет корректировка высотных регламентов , и все дело заканчивается 16-этажными башнями. Урегулирование этого вопроса - дело городских властей.
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:
- Я вошла в экспертный совет не для того, чтобы поддержать проект, а чтобы быть в курсе того, что там происходит. Потому что у меня складывается впечатление, что это градостроительное решение все равно будет реализовано. А если бы, например, я не вошла в совет, то интересы ГМЗ «Царское Село», как мне кажется, не учитывались бы. Или учитывались формально, только на бумаге. Сегодня нас интересует восстановление водоснабжения наших прудов, которые находятся в плачевном состоянии. На эти работы нужны огромные суммы, и государство, к сожалению, в ближайшие десятилетия вряд ли сможет их найти. А под проект Южного можно было бы восстановить утраченное годами водоснабжение прудов. Для нас это самый острый вопрос на сегодня. Но позиция компании наводит на мысль, что девелопер, скорее всего, будет избегать излишних затрат на решения всяких экологических вопросов. Поэтому я решила войти в совет. Чтобы добиться этого. Петербург все равно будет расти, и то, что они предлагают, в принципе - не плохо. Откуда течет река Кузьминка и что надо сделать, чтоб она не пересохла, они сказать не могут. Я вошла в совет - проследить, чтобы эта проблема не была забыта. Потому что похоже, что она волнует только нас. Но сегодня задавать им вопросы по экологии - бессмысленно. Потому что проект находится на самой ранней стадии.