Космический корабль на месте Петропавловского собора, исчезнувший Мариинский дворец – от него остались только портик перед входом и триколор на крыше здания, посаженный в клетку сфинкс, Иисус Христос, перед которым расступаются даже строительные леса… Привычные городские пейзажи, изменившиеся до неузнаваемости, увидели те, кто пришел в «Этажи» на выставку фотографий «Город в лесах» Мити Харшака.
Серия фотографий, на которых изображены известные городские достопримечательности, одетые в строительные леса, была начата во время подготовки города к трехсотлетнему юбилею. «В тот год большинство зданий было укутано строительным лесами. Однако именно они придали городской среде новое архитектурное звучание, добавив барочно-классицистическому историческому центру актуальную конструктивистскую пластику», - объясняет сам автор идею создания этой серии фотографий. Укутанные строительными лесами здания неожиданно приобрели совсем иные черты – возможно, просто выявилась их истинная сущность.
Митя Харшак, петербургский дизайнер, он из авторов проекта «Адреса Петербурга. Журнал учета вечных ценностей», - человек, влюбленный в уходящую натуру. Отсюда его пристальное внимание к второстепенным деталям городской среды, поскольку именно они и несут на себе отпечаток времени. Правду об эпохе рассказывают не помпезные памятники и дворцы, а незаметные постройки – остановочные павильоны, ларьки, садовые скамейки и урны, вывески магазинов.
Направление, в котором работает Харшак, он сам называет «графической археологией». Серии его работ «Вывески как объект» и «Вывески в контексте времени» могли бы послужить прекрасной иллюстрацией к любому научному исследованию истории частного предпринимательства в нашем городе в период двух последних десятилетий. Фотографии стадиона имени Кирова (серия «Объекты»), сделанные в 2005 году, уже можно с полным правом считать историческими – так же, как и снимок одетого в леса купола Троицкого собора. Коллекция объявлений, которую Харшак вместе с художником Ольгой Флоренской собрали, чтобы сохранить так называемые «бытовые» шрифты, интересна и сама по себе – где еще можно увидеть замечательные образцы распоряжений, как, например: «Машины не ставить! Штраф – лопатой по стеклу!».
Строительные леса, хотя, строго говоря, и не относятся к объектом графической археологии, но все же, по мнению Харшака, – явление преходящее, и здания в этой «одежде» тоже можно отнести к натуре недолговечной, а потому – заслуживающей того, чтобы ее зафиксировали. Такая позиция обнадеживает – возможно, и в самом деле, леса и строительные стеки, ставшие уже почти неотъемлемой частью наших улиц, когда-нибудь исчезнут следом за ларьками….
Кира Обухова