Приоритеты Смольный расставил на прошлой неделе: на заседании правительства рассматривали исполнение бюджета 2019 года, и в том числе адресной инвестиционной программы. Державшего слово главу комитета по экономической политике Валерия Москаленко спросили: а как поживает, собственно, долгожданный проект «Белорусского квартала», который хотели «по обмену» с братской республикой построить в Полюстрово? Выяснилось, что никак не поживает. И дело не в политике — квартал мог быть хоть сирийским, хоть турецким. Но строить социальное жилье – долго и дорого, лучше покупать. А покупать не у кого — застройщики не хотят отдавать квартиры по 73 тысячи за метр.
120 тысяч квадратных метров решили построить в месте слияния Полюстровского проспекта и проспекта Маршала Блюхера. В 2017 году провели конкурс на архитектурное решение, в котором выиграл проект «Журавли» с домами от 6 до 25 этажей и белыми фасадами. «Участки сгруппированы клином, словно птицы, парящие над белорусским Полесьем, – писали авторы. – И неудивительно, что именно здесь, на землях Северной столицы России, они нашли пристанище. Ведь наименование района Полюстрово, расположенного на правом берегу Невы, происходит от латинского слова paluster, что значит «болотистый». Что делать с этой латынью, решали до 2019 года, когда все же объявили конкурс на проектирование домов, двух детсадов и школы примерно на 280 млн рублей.
Самый большой проектный контракт, непосредственно на дома, получило ООО «КВС» за 230 млн 749 тысяч рублей, срок – до ноября 2020 года. Последний документ на сайте госзакупок, имеющий отношение к тому контракту, — допсоглашение между фондом капстроительства (заказчиком со стороны города) и подрядчиком от 29 января. Действие контракта оттянули до конца 2022 года. Финансирование распределили красноречиво: в 2020 и 2021 годах — по 0 рублей 0 копеек, а в 2022-м — те самые 230 млн 749 тысяч рублей.
Проще говоря — забыли. В адресной инвестиционной программе на ближайшие три года видны школа и детсад, а вот многоквартирных домов в той части проспекта Блюхера не просматривается вовсе. Валерий Москаленко пояснил причины.
Согласно жилищному плану на 2020 год, в государственный фонд должны принять 4 935 квартир и 170 комнат. Распределять их будут между сиротами, теми, чьи квартиры признаны непригодными для проживания, многодетными семьями, участниками программы по расселению коммуналок, нанимателями и другими категориями. В начале 2020 года на общем учете (на получение жилья и на содействие в его покупке) стояли 137,1 тысячи семей. Год назад — 147,7 тысячи. В 2019 году с учёта сняли 17,9 тысячи семей, годом ранее — 15,5 тысячи.
Сейчас в Смольном готовят изменения в законодательство, которые позволят использовать единый контракт на проектирование и строительство с предварительным ценовым и техническим аудитом Госстройнадзора. По словам Москаленко, это минимум на год сократит сроки возведения объектов. И все же главная ставка — на покупку жилья. Согласно отчету Смольного, в 2019 году ввели жилой дом в Приморском районе: 302 квартиры и 17,7 тысячи квадратных метров. В то же время с застройщиками контрактов заключили на 1899 квартир и 104 тысячи квадратов: речь идет о приобретении квартир для льготников, в том числе сирот.
В комитете имущественных отношений уточнили, что 13 контрактов подписаны с «Дальпитерстроем» на сумму 3,8 млрд рублей. Это 944 квартиры общей площадью 53,7 тысячи квадратов в Выборгском и Пушкинском районах. Чуть отстал по объемам «ЛСР. Недвижимость-Северо-Запад»: 12 контрактов на 2,6 млрд рублей, куда упаковали 655 квартир и 35,3 тысячи квадратных метров в Красногвардейском районе. 300 колпинских квартир на 13,1 тысячи квадратов город покупает у «СПб Реновация» за 960 млн рублей. Еще два поставщика, «Альтернатива» и «Парнас», продают КИО в общей сложности 66 квартир в Пушкинском и Выборгском районах, цена контрактов — порядка 220 млн.
Однако из 15 аукционов, которые Смольный объявлял в сентябре – октябре, состоялись всего два, рассказал Москаленко. По его словам, на конкурсы, которые все же докатились до контрактов, заявляются один-два застройщика, предлагающие квартиры на окраинах. Проблемы заметны и в официальной росписи выполнения АИП: в целом по строке «Жилищное хозяйство» выделяли 7,6 млрд рублей; освоили 5,7 млрд, т. е. 73,%. Еще год назад КИО называл причины слабого исполнения программы по этому направлению: «Начальная цена закупок и отсутствие на рынке жилья Санкт-Петербурга необходимого количества однокомнатных квартир, соответствующих необходимым требованиям: площадь, наличие отделки и срок ввода дома в эксплуатацию».
Сейчас, похоже, ситуация мало изменилась. При том что средняя стоимость квадрата в городе составляет 115 тысяч, закупки комитет осуществляет по 73 тысячи. Как пояснил Москаленко, эта цифра содержится в рекомендациях федерального правительства, которое устанавливает порог для каждого субъекта. Если отнестись к этим рекомендациям просто как к рекомендациям и не выполнить их — федеральный бюджет крепко подумает перед тем, как софинансировать расходы города.
Смольный рассчитывает уговорить старших товарищей. Обоснование такое: сейчас строительство ведется с использованием эскроу-счетов, так что фактически застройщики привлекают кредиты. Если заложить в стоимость квадрата цену заемных средств за 2 – 3 года, получится уже не 73 тысячи, а порядка 84 тысяч — при массовом приобретении в рамках госзакупок.
Застройщики, с которыми связалась редакция, сообщили, что рассматривают каждый аукцион отдельно и заявляются на те, где есть какая-то экономика. Возможное повышение регламентированной цены там встретили, разумеется, с одобрением.
В 2020 году в программе комстроя значится 342 млн на строительство домов в Каменке и на Саперной улице. На приобретение квартир выделено порядка 8,5 млрд рублей; максимальная цена за квадратный метр составит 77,7 тысячи.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»