Минобр подселяет ИТМО к ученым. На Стрелке Васильевского может стать тесно
Бумагу с требованием до 10 января 2020 года разместить на межведомственном портале документы на передачу в безвозмездное пользование шестой части здания на набережной Макарова, 2 Институту химии силикатов РАН (ИХС РАН) направило министерство науки и высшего образования. Речь идет о 2735 кв. метров в подвальном помещении и 2150 кв. метров на антресоле первого этажа. В обоснование ведомство ссылается на письмо ИТМО от 30 мая 2019 года.
В здании северного Пакгауза, одной из составляющих ансамбля Биржи, на более чем 28 тысячах кв. метров с окнами на Стрелку Васильевского острова и Неву «живут», помимо ИХС РАН, и другие научные организации. В числе соседей институт высокомолекулярных соединений, музей почвоведения, институт геологии и геохронологии докембрия, автобаза СПб НЦ РАН, филиалы архива и библиотеки академии наук. Все они подведомственны Минобру, но находятся под научно-методическим руководством академии наук.
Квадратные метры, которые ведомство потребовало передать ИТМО, ранее занимали коммерческие арендаторы, кафе и фитнес-центр. Летом 2019 года они съехали.
Сейчас в опустевших помещениях проводится ремонт с прицелом на дальнейшее использование. Речь идет о создании ИХС совместно с Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН (ИГГД РАН) междисциплинарной лаборатории природных и техногенных объектов.
Лаборатория — только первый этап создания совместного Центра взаимоувязанных прецизионных аналитических приборов. «Ввиду общности задач, решаемых научными коллективами ИХС РАН и ИГГД РАН, мы считаем чрезвычайно своевременной и перспективной идею создания центра для проведения всестороннего глубокого многоцелевого анализа веществ и материалов природного, техногенного и антропогенного происхождения», – рассказали в ИХС.
При этом геологи занимают всего 2,9 тысяч кв. метров, и институту катастрофически не хватает места. О расширении научная организация просила в 2005 году просила отделение наук о Земле РАН и одновременно Жореса Алферова, который на тот момент возглавлял Санкт-Петербургский научный центр академии наук. Выдающийся ученый дал свое согласие, но воз остался и ныне там. А институту только на размещение сотрудников не хватает как минимум тысячи «квадратов». Чего ж говорить о новом оборудовании.
«У нас большие планы по расширению лабораторного комплекса. Я уже писал письма и на имя [министра науки и высшего образования Михаила] Котюкова, и директора департамента с просьбой сделать на базе нашего института, докупив новое оборудование, центр по комплексному изучению вещества природного, техногенного и антропогенного происхождения. А также сделать интегрированную базу для геохронологии. Эта база должна стать визитной карточкой страны. У нас в стране сейчас нет института, который мог бы определять возраст пород от миллиардов до первых сотен лет. А мы хотим и можем это сделать, у нас есть десятилетний опыт работы на масс-спектрометрах. Но у нас нет места. Из 16 методов геохронологического датирования 4 разработано сотрудниками ИГГД», – рассказал ученый.
Тем более, что само министерство, подчеркнул Кузнецов, утвердило институту программу развития до 2024 года с ориентаций на создание лабораторного комплекса.
Кроме того, ИХС создал лабораторию кварцевого стекла в рамках выполнения решения научно-технического совета военно-промышленной комиссии правительства РФ. И совместно с компанией «Межрегионинвест» – научно-технологический отдел технологии стекла как предтечу научно-технического центра, который будет реализовываться с правительством Новгородской области в рамках соглашения между двумя регионами.
В конце декабря, когда потенциальным конфликтом уже заинтересовались СМИ, министр Михаил Котюков в ходе пресс-конференции сообщил: «Если институт пришлет обоснование, будем разговаривать». Однако ведомство просто не могло не быть в курсе — соответствующими письмами и химики, и геологи начали заваливать федеральное начальство еще несколько месяцев назад.
С руководством РАН решение также не согласовывалось, об этом у себя на странице в Facebook рассказал замглавы академии наук Алексей Хохлов. «И вообще непонятно, как директор научного института может передать университету площади просто «в соответствии с письмом» этого университета. И как это соотносится с ежегодно продлеваемым мораторием на отчуждение имущества у академических институтов?»
Выполнение содержащиеся в письме Минобра требования — это нарушение существующих законодательства и регламентов, которыми, в том числе, руководствуется само ведомство, резюмировала Тюрнина.
«Есть регламент. Если мы передаем в безвозмездное пользование, должно быть обращение той организации, которая хочет, чтобы мы рассмотрели вопрос о размещении на своих площадях. Во-вторых, должно быть обоснование, что мы выиграем для своего развития. Согласовываются и подписываются предварительные договоры на оплату коммунальных, эксплуатационных расходов. В данном случае все эти пункты не были выполнены», – говорит она.
Между тем руководство института химии силикатов опасается, что в планах ИТМО — занять здание на набережной Макарова полностью. Если верить гуляющим в научном сообществе слухам — страхи могут оказаться небеспочвенными.
Представители научного сообщества рассказали «Фонтанке», что летом 2019 года на набережную Макарова приезжали с внеплановой проверкой чиновники департамента корпоративного управления министерства. С собой у них была припасена некая схема с подробной планировкой здания.
«Расчерчено было все здание с надписями «коворкинг», «лаборатория», «аспирантура». Была отмечена часть помещений ИВС, ИХС. Была указана площадь — 35 тысяч кв. метров», – рассказал один из собеседников редакции. При этом общая площадь дома №2 составляет всего 28 тысяч кв. метров. Можно предположить, что авторы плана «прихватили» еще и здание Литературного института по соседству.
Если представить, что сбудется самый негативный для ученых сценарий, и «квартирантов» ждет переезд, бюджету это встанет в копеечку. Когда два года назад зашла речь о переезде ИГГД, институт подсчитал стоимость — примерно 1,2 млрд рублей и пять лет на то, чтобы обжиться на новом месте. В случае с химиками это означало бы еще и срыв гособоронзаказа. «У нас в институте выполняется гособоронзаказ, связанный с функциональными покрытиями специального назначения, и если мы куда-то переезжаем, мы его срываем. Это традиционно сильное направление в нашем институте, и оно всегда было востребовано военно-промышленном комплексе», – пояснила и.о. замдиректора ИХС Наталья Тюрнина.
В ИТМО планы занять все здание отрицают. Ранее ректор университета Владимир Васильев заверял в этом «Фонтанку». Он пояснил, что вуз подавал заявление на расширение под лаборатории для химиков и биологов — без конкретизации адреса. При этом ректор явно в курсе квартирного вопроса ИХС РАН. Перспективы на расширение у ВУЗа, в отличие от институтов, есть: первую очередь инноцентра ИТМО Хайпарк в будущем городе-спутнике Южном могут построить уже в 2021 году.
В 2017 году в ИТМО появился химико-биологический кластер, который возглавил Александр Виноградов. На вопрос корреспондента о возможном расширении лабораторий за счет площадей на Стрелке он заявил: «Не знаю, о чем вы говорите, не в курсе. Мы работаем, обучаем детишек... Мы в этом году выиграли мегагрант. Из Канады едет большой ученый в Петербург по имени Евгения Кумачева. Эта информация гораздо важнее, чем то, что вы пытаетесь у меня спросить и выведать».
При этом Виноградов продемонстрировал осведомленность о пустующих площадях на набережной Макарова: «Я знаю, что на Стрелке Васильевского острова закрылись фитнес-клуб, кафе и рестораны какие-то. Вот и все, что я знаю. И вы тоже писали, что был закрыт фитнес-клуб с полгода назад, у вас тоже была новость. Я видел фотографии тех территорий, мне показывали друзья, которые работают в институте химии силикатов».
Сдаваться, по крайней мере, пока, ИХС РАН не намерен. 27 декабря в институте состоялось общее собрание сотрудников. «И общее собрание решило, что для нас первоочередными являются планы развития нашего института и наши совместные планы с нашими соседями. И мы не понимаем, почему мы должны отдавать свои помещения организации, которая за спиной ведет какие-то переговоры, решает вопрос с министерством, не выходя открыто на диалог. Соответствующее письмо с решением мы также направим в адрес министра и президента РАН», – рассказала Тюрнина. Ответ ведомству ИХС планирует направить до 11 января.
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»