Смольный пересматривает концепцию Речного вокзала и ищет нового строителя
Вместо того, чтобы окупить причалы за счет торговых площадей, их могут построить в качестве социальной нагрузки к спортивному комплексу. Возможный партнер города - «Алмаз-Антей», который давно присматривается к участку.
О том, что проект Речного терминала у Большого Обуховского моста, представленный на ПМЭФ-2018, может быть свернут, намекнул вице-губернатор Эдуард Батанов. «Я не уверен в идее», – сказал он в конце апреля. Как стало известно «Фонтанке», переговоры с инвестором, Евразийским банком развития, зашли в тупик. Но хоронить идею преждевременно, утверждают в туристическом блоке.
Проект создания нового речного пассажирского порта будет представлен на Петербургском международном экономическом форуме 2019 года, сообщили «Фонтанке» в аппарате вице-губернатора Олега Маркова. Он по-прежнему предполагает устройство вокзального комплекса и причальной инфраструктуры в Невском районе города, вблизи Большого Обуховского моста. За год, который прошел с момента подписания соглашения о намерениях с инвестором — Евразийским банком развития, дело продвинулось не сильно. «Завершен градостроительный анализ возможности размещения порта на предполагаемом земельном участке», – прокомментировали в аппарате Маркова. Но, по данным «Фонтанки», проект подвергся существенному пересмотру — как с точки зрения финансовой модели, так и наполнения.
О планах создать в Северной столице аналог «Морского фасада» для приема речных судов Смольный сообщил летом 2017 года. Целью проекта было возродить в Петербурге речной круизный туризм. Сейчас этот бизнес переживает упадок: число судозаходов за последние десять лет сократилось в два раза, а объем рынка в три раза.
Концепцию проекта взялась разработать международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers. Чиновники приняли рекомендации к сведению, но затем усомнились в качестве экспертных оценок и начали претензионную работу. По некоторым данным, именно этот скандал стоил кресла председателя комитета по развитию туризма Андрею Мушкареву.
Проект, представленный на ПМЭФ-2018, не сильно отличался от концепции, предложенной PWC. В соответствии с ним, в Петербурге должен появиться комплекс из пяти причалов, а также трехуровневого торгового центра, за счет которого предполагалось окупать инфраструктурную часть. Общая стоимость была оценена в 2,1 млрд рублей. Соглашение о намерениях, действующее до 2035 года, было подписано с Евразийским банком развития в мае 2018 года.
Но, как сообщили «Фонтанке» источники в туристическом блоке и близкие к ЕАБР, переговоры города с инвестором закончились ничем. Хотя первоначально речь шла об окупаемости за счет коммерческой части, вскоре зашел разговор о формате ГЧП. Однако город вкладываться финансово отказался. Привлечь других инвесторов не получилось. Участники рынка выражали серьезные сомнения в востребованности коммерческих площадей в этом районе. У городских властей вопросы вызывала необходимость организации транспортной инфраструктуры, ведущей к терминалу.
«Сложность в отсутствии понимания общего финансирования проекта. Инвестор не может на себя взять [весь объем]», – сообщила «Фонтанке» заместитель председателя комитета по туризму Нана Гивичия. Но, по ее словам, туристический блок от своей идеи не отказывается. «Новый речной порт жизненно необходим для города и развития внутреннего круизного туризма. Будем вести работу», – сказала она.
«ЕАБР никогда не брал на себя обязательства по стопроцентному финансированию речного терминала. Это было бы и странно», – подтвердил «Фонтанке» заместитель председателя правления Евразийского банка развития Андрей Крайний. Но если Смольный снова проявил интерес к проекту, банк готов «уточнять его и искать приемлемые для всех модели финансирования», – добавил он.
По данным «Фонтанки», реанимировать проект чиновники намерены с совершенно иным набором участников. Потенциальным партнером города может стать концерн «Алмаз-Антей». Компания еще в 2014 году анонсировала строительство рядом с Большим Обуховским мостом спортивной арены на 4,5 тысячи зрителей, центра единоборств, корпуса для игровых видов спорта, теннисных кортов и площадок для летних видов спорта. Объекты должны быть доступны не только работникам предприятия, но и жителям района. Но участок оборонный концерн так и не получил.
По словам собеседников «Фонтанки», в «Алмаз-Антей» направлено предложение построить по соседству со своим МФК здание речного терминала площадью 5 тыс кв. м, а затем передать его городу в безвозмездное пользование. Впрочем, управлять самостоятельно причалами Смольный не намерен — оператором может стать одна из действующих судоходных компаний.
В «Алмаз-Антее» «Фонтанке» подтвердили, что сохраняют интерес к возведению спорткомплекса. «Мы много лет претендуем на участок, у нас есть готовый проект. При возведении нового моста через Неву была снесена часть нашего старого спорткомплекса. Если участок будет передан концерну, мы можем найти инвестора для строительства», – сообщил «Фонтанке» представитель компании. Возможность участия в создании речного терминала в концерне оставили без комментария.
Сейчас речные суда принимают три пристани — «Уткина заводь» (Октябрьская набережная, д. 31), «Соляной» (Октябрьская набережная, д. 29а) и «Речной вокзал» (пр. Обуховской Обороны, д. 106). Все они, по сути, представляют собой причальные стенки. Но, по словам участников рынка, они не сильно страдают от такого положения вещей.
Так, «ВодоходЪ», комментируя проект нового Речного вокзала, отмечал, что он вполне доволен собственным причалом в Уткиной заводи. Если и строить дополнительный терминал, то в центре города, а не на окраине. На вопрос о возможности взять в управление новый комплекс в компании на момент публикации не ответили.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»