Четыре миллиарда на Конюшенное ведомство. Денег нет, а здание всё ещё аварийное
Только в 2017 – 2018 годах город вложил в противоаварийные работы в Конюшенном ведомстве 260 млн рублей, но до сих пор не знает, в каком состоянии находится само здание, его фундаменты и зараженные грунты во дворе, говорится в ответе врио губернатора Александра Беглова на запрос депутата ЗакСа Бориса Вишневского. Эпопея с реконструкцией бывших императорских конюшен началась весной 2010-го, когда губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление о передаче Конюшенного ведомства структуре «Плаза Лотос групп» (PLG) братьев Зингаревичей.
Пока компания разрабатывала проект реконструкции, здание ещё использовалось. Внутри работал музей ретроавтомобилей «Лошадиная сила» и даже ножевой тир. Рядом, со стороны канала Грибоедова, торговали сувенирами. Наконец в 2014 году здание окружили глухим забором, всех арендаторов выселили. С тех пор оно так и зияет черной дырой посреди «золотого треугольника» в центре города.
PLG планировала открыть в здании апарт-отель и даже анонсировала начало бронирования номеров. Предварительно апартаменты оценивали в сумму от 15 до 40 тысяч евро за квадратный метр. Однако планам компании так и не суждено было сбыться. Компания собиралась раздробить на части две сводчатые галереи, в которых когда-то стояли лошади, длиной по 110 метров каждая. Против выступили градозащитники, добившиеся изгнания инвестора.
В 2016 году «Плаза Лотос групп» вернула в казну Конюшенное ведомство, заявив, что вложила в проект 1,2 млрд рублей. После этого структуры, связанные с PLG, целевым назначением получили участки в разных частях города с обязательством вложить 30 млрд рублей. Юридически эти процессы не связаны, но при желании можно уловить закономерность. На пяти участках, где сегодня строит PLG, можно возвести до 370 тыс. «квадратов» недвижимости. Эксперты оценивают их гипотетическую стоимость примерно в 3,7 млрд рублей, как минимум по 10 тысяч за квадратный метр будущих площадей, подсчитывали в Colliers International в Санкт-Петербурге.
Ещё 300 млн на консервацию
Несмотря на потерянные 6 лет и миллиарды рублей, в 2016 году Конюшенное ведомство по-прежнему являло собой печальное зрелище. Аварийное здание передали Музею истории Петербурга. В постройке успели провести три выставки и закрыли её на ремонт. По данным администрации, на противоаварийные работы — укрепление стен и фундаментов, замену кровли — потратили 260 млн рублей. «Фонтанка» насчитала даже больше — 272 млн, с учетом проектирования и авторского надзора. Конкурсы ещё на 12 млн рублей только объявлены.
Фактически город ведет консервацию Конюшенного ведомства. Согласно предварительной концепции реконструкции (неизвестно, насколько актуальна она сейчас), здесь предполагалось разместить экспозицию Музея истории города, музей-квартиру Карла Маннергейма, концертный зал, фуд-корт и пространства для фестивалей. Однако денег на реконструкцию нет. Средств не хватает даже на реставрационные работы, «объём которых колоссален», говорят в музее.
В администрации обдумывают, не призвать ли снова на помощь инвестора. Город даже планировал объявить конкурс на заключение концессионного соглашения. Но и эта процедура застопорилась. Не то чтобы инвесторов не было. Просто принципиального решения нет. «На данный момент отсутствует информация о техническом состоянии здания Конюшенного ведомства, его фундаментов и грунтов в границах земельного участка», — официально отвечают в комитете по инвестициям. Хотя музей уже два года занимается укреплением тех самых фундаментов и несущих конструкций. Исследует здание и проектирует ремонтные работы ЦТСС «ЭкспертПроектСтрой» из Казани.
«По Конюшенному ведомству ещё не определено, как, кто и на какие средства его будет реставрировать», — говорит директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин.
Как минимум 1 – 2 млрд в уме
Полтора года назад реконструировать Конюшенное ведомство вызвались два инвестора. Первый — «Тандем-Истейт», который открыл центр дизайна Artplay на Красногвардейской площади. Компанию связывают с предпринимателем Владимиром Пинчуком. Второй — УК «СТАРТ Девелопмент», контролируемая Захаром Смушкиным. «Тандем-Истейт» предлагал просто отреставрировать здание и воссоздать снесённые корпуса во дворе. Стоимость работ оценивали в 1,2 – 2 млрд рублей, в зависимости от того, копать ли подземный этаж или нет, рассказывает генеральный директор «3S Development» Евгений Чистяков, который занимался концепцией.
Проект раскритиковали, и «Тандем-Истейт» отказался от планов. Инвестор рассчитывал на поддержку города — налоговые льготы, участие в восстановлении здания. Однако переговоры со Смольным ничем не закончились. «В здании мало арендопригодных площадей, а вложить надо много — конструкции и сети в плохом состоянии плюс рекультивация земли, реставрация, — поясняет Евгений Чистяков. — Такие инвестиции будут отбиваться лет 15 – 20. Но, если окупаемость превышает 7 – 10 лет, компании вкладываться уже неинтересно. Депозиты приносят больше дохода, чем такая недвижимость».
Концепция «СТАРТ Девелопмент» оказалась более амбициозной. Компания предложила заодно реконструировать Конюшенную площадь и соседний Конюшенный двор — квартал между площадью и Шведским переулком. В проект готовы были вложить 10 млрд. Только реконструкция Конюшенного ведомства предварительно оценивается в 3,5 млрд рублей.
«СТАРТ Девелопмент» всё ещё готов реализовать проект, говорят в компании. Инвестор согласен его корректировать и обсуждать с экспертами. «Наш проект положили под сукно, пообещав до конца 2017-го принять решение. Решение не приняли. Никаких рекомендаций, как довести проект до ума, нет. Мы ждем, чтобы город сказал, что хорошо, а что плохо. Ведем переговоры с собственниками Конюшенного двора, их не так много», — говорит представитель «СТАРТ Девелопмента». При этом компания так же рассчитывает на поддержку Смольного. Без нее сложно добиться требуемой окупаемости за 10 – 12 лет.
В любом случае, когда здание снова откроют для горожан, неизвестно. Из-за туманного будущего в этом году никаких выставок Музей истории города не планирует, говорит Александр Колякин.
Антонина Асанова,
для «Фонтанки.ру»