Особенности регулирования капремонта на примере Калининского района показывают, что даже если члены ТСЖ собирают деньги для этой цели не в общий котел городского фонда, а на спецсчет, потратить их без отмашки сверху им не дадут. Что и когда переделывать в собственном доме, решать они не могут. А если все-таки не вчитаются в Жилищный кодекс – заплатят дважды.
Жители домов № 3, к. 2, и № 5, к. 1, по Учительской улице решили делать взносы не на счет Фонда — регионального оператора капремонта, как большинство собственников в городе, а на спецсчет, владельцем которого и является ТСЖ. Сами дома не старые, 2003-2004 годов постройки, однако фасады там здорово поизносились. По словам главы ТСЖ Анатолия Холодова, подвинуть ремонтные сроки поближе в городской краткосрочной программе капремонта жителям не удалось, решили справляться своими силами. Два года назад получили заключение об аварийности фасадов, посчитали, прикинули уровень инфляции и договорились сдавать в добавление к обычным 3,5 рублям за квадратный метр еще столько же в виде целевого взноса. Это, по мнению ТСЖ, позволило бы за 8 лет провести полный ремонт, по два подъезда ежегодно.
Конкурса не объявляли, благо речь не о государственном фонде; выбрали подрядчика, ООО «СтройСистем», выпустили его на объект. Два года спокойно делали ремонт, отчитывались перед ГУЖА и собственниками, пока не пришло письмо от администрации Калининского района. В нем чиновники «во исполнение письма Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга» (ГЖИ) требовали незамедлительно вернуть «незаконно израсходованные средства капремонта» на спецсчет ТСЖ.
Надо сказать, что в данном случае администрация действительно является скорее передаточным звеном. Собеседник из числа районных чиновников на условиях анонимности рассказал, что и сам не понимает, какие претензии можно предъявить жителям, которые на свои деньги ремонтируют свой же дом. Так что первоисточником оказывается ГЖИ, благо с его письмом в администрацию тоже можно ознакомиться. Позиция инспекции предельно понятна. По 170-й статье Жилищного кодекса перечень работ по капремонту и сроки определяются в соответствии с региональной программой. Если же собственники решили что-то ускорить, это можно делать только в том случае, если на счете полностью скопилась требуемая сумма. Она не скопилась, жители продолжают каждый год скидываться, стало быть, расходование средств незаконно.
«Если бы мы даже собрали весь необходимый объем, то из-за длительности ремонта итоговая стоимость выросла бы раза в полтора», – говорит Холодов. Надо сказать, крыть карту ГЖИ ему нечем, и ответственности с себя ТСЖ за то, что попалось в ловушку Жилищного кодекса, не снимает. Но ситуация выглядит необычно. Фактически речь о том, что деньги жильцов в принудительном порядке необходимо вернуть в их же, по большому счету, кошелек, т. е. на спецсчет. В ответном письме в горжилинспекцию ТСЖ так и пишет: «Если исходить из текста вашего уведомления, то ремонт следует прекратить, деньги с жителей по-прежнему собирать, но в ближайшие десятилетия не тратить, смириться с аварийным состоянием фасада и спокойно смотреть, как он дальше катастрофически разрушается».
Но дело не только в здравом смысле или его отсутствии. Речь идет о больших для ТСЖ деньгах. За два года по двум домам потратили в общей сложности 2,6 млн рублей. По подсчетам ТСЖ, непосредственно на взносы по капремонту приходится 18% собранной суммы по одному дому, и 38% – по другому. Всё остальное – средства текущего ремонта, дополнительные целевые отчисления и заработки ТСЖ от хозяйственной деятельности.
Где теперь жители должны взять эти 2,6 млн, чтобы спасти самих себя от растраты, не ясно. Отдельной строчкой штраф ГЖИ в квитанцию не впишешь. С текущего ремонта деньги не перекинешь — вдруг сломается лифт, а отремонтировать его не на что, все спрятано в кошельке. Можно, конечно, согласовать еще пару целевых взносов, но это означает довести ситуацию до абсурда: выходит, что за попытку провести ремонт в ускоренном режиме жители не просто заплатят сами, но и сделают это дважды, а ремонта не дождутся.
«Когда мы с жителей собирали деньги, мы обещали, что за 8 лет справимся, – говорит Холодов. – Сейчас нам перекрывают кислород. А между тем есть однокомнатные квартиры, которые выходят на еще не отремонтированные фасады, их собственники точно так же скидывались. Как им в глаза смотреть теперь?». Один из вариантов хотя бы довести фасады до ума — снова подать документы на включение в городскую краткосрочную программу. ТСЖ это сделало, ответа пока нет.
По словам Холодова, доводилось слышать анекдотичное мнение, что после уже проведенного «незаконного» ремонта дома в слишком хорошем состоянии, чтобы их принимать в программу. При этом на деньги бюджета ТСЖ не претендует. «Если они опасаются, что на момент включения в программу у нас не будет своих средств и нам придется предоставлять субсидию, мы готовы отказное письмо написать», – говорит председатель товарищества.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»