Жилищный комитет приступил к разработке законопроекта, который поможет рассчитаться с ремонтными долгами доприватизационной эры. Депутатские предложения в том же направлении не прошли, и даже примерное число домов, которые приведут в порядок только за счет казны, чиновники не называют.
В разработке жилищного ведомства находится законопроект, который очертит круг домов, чей капремонт должен проводиться исключительно за счет бюджета, об этом «Фонтанке» 17 апреля рассказал замглавы жилищного комитета Алексей Бородуля. В список попадут те здания, которые на момент начала приватизации в 1991 году числились в тех или иных госпрограммах по ремонту. Точное число в жилкоме назвать не могут, как и точный перечень программ, о которых идет речь. Чтобы поднять все имеющие отношение к вопросу документы, чиновники уже направили запрос в архивный комитет. Разумеется, круг несколько сузится за счет домов, которые успели отремонтировать с 1991 года.
Сама история тянется, как нетрудно догадаться, уже более четверти века. В законе от того же 1991 года значилось, что приватизировать квартиру можно только после проведения капремонта. Если же наниматель торопится перевести жилплощадь в собственность и готов не дожидаться ремонта — ему положена компенсация. В 1992 году закон подправили, но государство, расстающееся со своим имуществом, от прежних обязательств не освободили: «За наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда».
Жилищный кодекс 2005 года все перекроил. В 158-й статье черным по белому написано, что обязанность у гражданина оплачивать капремонт дома возникает с момента «возникновения права собственности на помещения в этом доме». Жилищному кодексу вторит Гражданский, но и их двоих мало, чтобы забыть о разъяснении Верховного суда от 2007 года: «Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательств».
В 2013 году депутаты Законодательного собрания пытались внести соответствующие поправки в губернаторский закон о капремонте, причем в данном случае общим фронтом выступали «Яблоко» и КПРФ. Представители Смольного в ответ на официальные запросы отвечали только, что город помнит о своих обязательствах и ссылались на самый низкий размер взноса в стране. Думские депутаты оказались настойчивее и попросили Конституционный суд дать оценку закону о капремонте. Тот решил, что Госдума и правительство должны разработать механизм исполнения доприватизационных обязанностей государства. В 2016 году глава правительства Дмитрий Медведев подписал законопроект о совершенствовании правового регулирования в данной области. В декабре 2017 года президент подписал закон, который возлагает функции по этому ремонту на местные бюджеты, и Смольный приступил к переписыванию местного законодательства.
Сейчас ремонтом многоквартирных домов в Петербурге занимается Фонд капремонта. С населения собираются взносы по 3-4 рубля за квадратный метр. В этом году такими темпами планируется собрать 3,533 млрд рублей, еще 5,4 млрд добавит бюджет. В начале марта депутат ЗакСа Борис Вишневский вышел в городской парламент с предложением освободить жителей не отремонтированных до приватизации домов от взносов. «Я исходил из того, что на момент приватизации должны были быть какие-то акты осмотров и другие документы, которые фиксировали актуальное состояние домов, – говорит парламентарий. – Из них мы могли узнать, что на 1991 год в том или ином доме требовался ремонт крыши, фасада, перекрытий, коммуникаций. Мы взяли несколько таких домов в центре города, подставили расценки фонда капремонта и выяснили, что необходимую сумму жильцы бы собирали от 30 до 50 лет». Депутат предлагал возложить работы по таким домам на бюджет, но законопроект отклонили.
Документ жилкома, судя по всему, еще только в начале разработки, но будущие трудности уже можно предположить. Глава фонда капремонта Денис Шабуров воздержался от комментария самой инициативы, однако отметил, что понимание капремонта, современное и прежнее, различается. В 80-х существовало понятие комплексного капитального ремонта, но по нынешним меркам это полноценная реконструкция с расселением и перестройкой дома за исключением фасада. Кроме того, закрепленные на начало 90-х обязательства придется восстанавливать по программам, которые неизвестно, сохранились ли. По словам собеседников «Фонтанки» в жилищной сфере, возможно, придется поднимать акты проектно-инвентаризационных бюро.
«Усредненно, по ведомственно-строительным нормам, срок до капремонта составляет порядка 25 лет, – говорит Владислав Воронков, генеральный директор СРО НП ПЖК "МежРегионРазвитие". – Отнимайте 25 лет от 1992 года, когда начали приватизировать квартиры в Петербурге, и получайте: все многоквартирные дома, построенные до этого периода и не проходившие капитального ремонта, нуждались в нем на момент начала приватизации. Но точные данные могут быть у города, а если их нет – потребуется сложная и детальная экспертиза».
Все остальное — приблизительные подсчеты. В региональной программе капремонта порядка 22,4 тысячи домов. Что точно попадает под будущий закон — так это дореволюционные дома, не тронутые мастерком и кистью. Таких в городе 3,3 тысячи. Еще 3 тысячи свидетелей великого Октября проходили капремонт, но когда именно, сложно сказать. Условных «сталинок» (1931-1956 гг) — 2 тысячи, построек 1918-1930 гг – 254, но часть из них ремонтировалась еще при СССР. С высокой долей вероятности, капремонт на 1991 год требовался кирпичным «хрущевкам» 1957-1970 гг (2,7 тысячи), «немецким» постройкам 1945-1948 (330). Панельки и кирпичные дома, появившиеся после 1970 года (3,5 тысячи и 3 тысячи соответственно), и уж подавно, новое строительство город на себя целиком не возьмет.
Документ жилкома, который сейчас существует только в головах чиновников, судя по всему, принципиально отличается от «яблочного» законопроекта одним: подходом к жителям.
Самих собственников жилья, проскочивших приватизацию без ремонта, от взносов не освободят. «В силу федерального законодательства должны оплатить взносы на капремонт, если дом не признан аварийным или подлежащим сносу», – говорит Владислав Воронков.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»