Проблема расширения Петербурга за счёт окраин в последнее время часто мелькает в средствах массовой информации. Покупатели, которые приобрели там квартиры, внезапно осознали, что уровень комфорта в этих локациях довольно низкий. Большую часть вины за это несут, конечно, региональные власти, выдающие без разбора разрешения на строительство, не задумываясь о том, кто будет строить дороги и создавать инфраструктуру. А сейчас чиновники в растерянности разводят руками, проблема возникла, а денег нет.
Насущная реальность
Сегодня существуют в общей сложности пять районов: Шушары, Новое Девяткино, Янино-1, Мурино и Кудрово. Во всех этих локациях постоянно появляются проблемы, либо плохая транспортная доступность, либо нехватка инфраструктуры. «Деловой Петербург» характеризует эти локации и вовсе как депрессивные. Ведь и в самом деле — жильё строится намного быстрее, чем школы, детсады, больницы и дороги. Власти, конечно, не замалчивают проблему, да и нельзя сказать, что они махнули рукой — проблемы решаются. Однако возводить жильё без инфраструктуры становится всё сложнее и сложнее. Ведь в этих районах уже живут десятки тысяч человек.
«Единственная проблема, которая мешает воспринимать то же Янино как полноценный городской район, – отсутствие метро, - считает коммерческий директор строительной компании «Норманн» Татьяна Алексеева. - Добраться из Янино на автомобиле до центра удобнее, чем от того же «Купчино» или «Проспекта Просвещения». Метро – краеугольный камень проблем в расширении города. Москва спокойно разрастается за счет того, что построили метро - вокруг тут же растут дома и инфраструктура. И все – это уже нормальный район. У нас и в городе то есть огромные пятна, где нет метро, то же Полюстрово или Юго-Запад, но расширение неизбежно. В этой ситуации выглядит странно, что в Петербурге землю намывают, хотя поверни голову в другую сторону – земли более чем достаточно, обустраивай и используй». Санкт-Петербург и так достаточно сильно сжат, поэтому ему необходимо разрастаться и за пределами КАД, как это реализовывается во многих европейских столицах, где люди живут за городом, а работаю непосредственно в центре. «Так что вопрос включения этих районов в городскую среду – вопрос ближайшие пятилетки, нескольких дорог и станций метро», - резюмирует Татьяна Алексеева.
Близкое мнение высказывает и руководитель отдела маркетинга строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» Яна Булмистре. «Если говорить о Девяткино и Кудрово - то они уже давно стали весьма обжитыми спальными районами. К тому же эти локации продолжают развиваться. Не стоит забывать также о том, что уже на протяжении долгого времени обсуждается вопрос присоединения этих районов к городу Санкт-Петербургу. Если это все же произойдёт, то спрос на жилье тут значительно повысится», - уверена она. По её словам, в Шушарах сейчас идёт активное развитие. Благодаря расположению в пределах города, эта локация пользуется высоким спросом среди покупателей. К примеру, до 2020 года тут рассчитывают запустить скоростной трамвай в Колпино. Поэтому через 5-10 лет многие будут относиться к Шушарам как к весьма престижному спасльному району Петербурга.
Ложка дёгтя
Однако быстро решить появившиеся проблемы с инфраструктурой и дорогами вряд ли получится. Например, Surveyor International Group ещё в 2015 году опубликовала любопытную аналитику о наиболее застраиваемых территориях города и области. Они применили к каждой локации нормативы по количеству мест в детских садах и школах. Таким образом, в практически всех локациях до 2025 года сохранится дефицит мест, включая Шушары, Кудрово, Мурино, Парнас и Янино. И только в Новом Девяткино и Каменке может сохраниться переизбыток свободных мест в школах.
Также весьма напряжённая ситуация обстоит и с дорогами. Так как строительство дорог — процедура весьма дорогостоящая, то бустрого возведения ждать не стоит. Например, стоимость обхода Мурино – Новое Девяткино с выездом на трассу Петербург – Матокса обойдётся правительству в 17 миллиардов рублей. И то, данный проект только прошёл экспертизу, а когда начнётся реализация, никто не знает. Также не так давно был построен прокол над КАДом, позволивший жителям западного Мурино стать мобильнее.
В Кудрово ситуация более позитивная, так как ещё при обсуждении планировки территории улично-дорожная сеть разрабатывалась заранее. Тут было предусмотрено пять въездов на территории и ТПУ. Однако на практике всё получилось не настолько гладко. «Пять въездов-выездов в Кудрово функционируют, но со значительной нагрузкой. Решением проблемы может стать создание центрального транспортного кольца, аналогичного тому, что действует в Москве. Хотелось бы, чтобы такой проект был реализован в Петербурге, с учетом развития жилых комплексов в области, в частности – в Кудрово», – считают власти Ленобласти. Очевидно, что это планы на будущее, которое когда-то случится.
«Транспортная проблема при въезде в поселок Шушары активно решается. Так, в скором времени тут должна появиться четырехполосная дорога на Пушкинской улице и новая дорога от Старорусского до Витебского проспекта. Подобные меры однозначно поспособствуют росту спроса на жилье в Шушарах», - добавляет Яна Булмистре.