Увы, станций метрополитена в городе не так уж и много, поэтому в час пик в подземке творится вакханалия.
Девелоперы в рекламных буклетах частенько указывают какие станции располагаются близко к комплексу. Однако темпы ввода новых ЖК значительно опережают темпы строительства новых станций. При этом все те станции метро, которые появились в последние годы, проектировались без учёта того массового строительства, которое мы наблюдаем сегодня. Таким образом, такие станции как «Волковская» или почти достроенная «Новокрестовская» не будут столь востребованы, так как там вообще нет нового жилья.
Наиболее проблемными станциями можно назвать конечные, которые принимают на себя пассажиропоток из отдалённых от города районов.
«Конечные станции метрополитена, рядом с которыми сконцентрирована основная доля массового строительства, подвергаются огромной нагрузке. В первую очередь это касается станций «Девяткино» и «Проспект Ветеранов». Так как на этих станциях плотность пассажиропотока очень плотная, уже в центре города невозможно зайти в вагоны - объясняет руководитель отдела маркетинга строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-Инвест» Яна Булмистре. - В столице такой эффект получил название «Выхинская давиловка» в честь одноимённой проблемной станции»
В Санкт-Петербурге название подобному эффекту на данный момент не придумали. В Интернете возмущаются, что некоторые станции, которые ранее популярностью не пользовались, теперь являются проблемными по причине активного строительства. В первую очередь это касается промежутка между 8 и 9 утра, а также между 6 и 7 вечера, которые мы называем час-пик. Решить подобную проблемы вряд ли кто-нибудь сможет в ближайшее время. Даже, наоборот, проблема будет усиливаться и расти, а нагрузка на станции будет увеличиваться, так как строительство зачастую ведётся именно рядом с метро (стоимость квадратного метра таким образом становится выше).
«Метрополитен в условиях многомиллионного мегаполиса является основным средством передвижения, позволяющем достаточно быстро добраться из одной точки Петербурга в другую. В этом случае шаговая доступность до метро является плюсом даже в том случае, если станция перегружена. Так как 10-15 минут, потраченных на входе в метро будет гораздо более приемлемым, чем на наземном транспорте терять время в пробках, - считает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова. - Множество конечных станций сейчас испытывают большую нагрузку и в ближайшее время ситуация не будет исправлена. Однако выбор жилья по принципу наименьшей загрузки станции не является рациональным и не оправдывает себя. Ведь есть ещё такие факторы как качество проекта, стоимость квартиры, надежность девелопера, наличие инфраструктуры и метро в целом, а вот насколько будет загружена станция – не особо важно».
«Большинство наших жилых комплексов – ЖК 4YOU и ЖК KingDOM – расположены в пешеходной доступности от станций метро, а, например, ЖК «КосмосSTAR» находится на одинаковом удалении сразу от двух станций петербургской подземки – «Звёздная» и «Купчино». Наличие в непосредственной близости метро положительно сказывается на имидже всего проекта. Клиенты хотят и выбирают жизнь рядом со станциями метрополитена, потому что это удобно, практично, а жилье в таких локациях не будет терять в цене», - отмечает Яна Булмистре.
Подавляющее количество новосёлов, покупая квартиру, ориентируются на свой личный автомобильный транспорт, а не на близость к станциям метро. Большинству автовладельцев приходится ехать на метро только в случае, если произошла непредвиденная ситуация — например, автомобиль оказался в ремонте. Да и жилые комплексы обычно строятся не непосредственно рядом с метро, а на расстоянии, в десяти минутах езды и более. Машина в данном случае конечно удобнее. В то же время, те ЖК, которые возводятся рядом с незагруженными станциями метрополитена, обычно имеют пометку «бизнес-класс» и достаточно высокий ценник. Например, рядом с «Чкаловской» идёт строительство ЖК «KingDOM», «Мендельсон», «Биография», а также апарт-отель Grani, квартиры (апартаменты) в которых стартуют от 5,78 млн рублей.
Конечно, наличие рядом с домом станции метро для Санкт-Петербурга является достаточно важным фактором, но, увы, труднодостижимым. Так как подземка охватывает лишь 33,2% от общей городской застройки. Шесть районов, например, вовсе не имеют собственной станции, а жителям значительной части Приморского, Красногвардейского, Фрунзенского, Калининского и Выборгского районов весьма проблематично добраться до метро даже при наличии станций. Показателей по обеспеченностью петербуржцев подземным транспортом нет. В Москве, к примеру, метро в шаговой доступности имеют сейчас 80% жителей, а к 2020 году должно быть уже 93%. Петербуржцам такая доступность может только сниться. А без развития новых веток метрополитена Выхинская давиловка в скором времени станет обыденным явлением.