Смольный завершает перевод из федеральной собственности в городскую причала на проспекте Обуховской Обороны и намерен искать инвестора для его реконструкции или строительства нового терминала. Проект может стоить 1-1,5 млрд рублей, но заманить в него бизнес будет непросто, считают опрошенные "Фонтанкой" эксперты.
О том, что правительство Петербурга обсуждает запуск аналога «Морского фасада» для приема речных круизов, сообщил 30 августа в ходе заседания общественного совета при комитете по туризму его глава Андрей Мушкарёв.
Сейчас речной круизный туризм в Северной столице переживает упадок: с 2007 года число судозаходов сократилось более чем в два раза — с 727 до 326 в год. В качестве одной из причин чиновники сегодня называют именно отсутствие инфраструктуры.
Напомним, Петербург живет без речного вокзала с 2012 года. Здание на проспекте Обуховской Обороны, построенное еще в 1970-е годы, вместе с гостиницей «Речная» в начале 2000-х годов несколько раз переходило из рук в руки, пока в 2007-м не оказалось в собственности компании JFC «бананового короля» Владимира Кехмана. Тот пообещал превратить речной вокзал в гигантский многофункциональный центр с гостиницей и торговым комплексом площадью 100 тыс. кв. м. Но в 2012 году он продал непрофильный актив компании «Мегалит», которая снесла его, чтобы построить на этом месте жилой дом.
Сейчас речные суда принимают три пристани — «Уткина заводь» (Октябрьская набережная, д. 31), «Соляной» (Октябрьская набережная, д. 29а) и «Речной вокзал» (пр. Обуховской Обороны, д.106). Однако все они по сути представляют собой причальные стенки, какая-либо инфраструктура там отсутствует.
«Когда мы привозим иностранного туриста на речной вокзал, где нет ничего и все это в «чистом поле», [это неправильно]. Это все-таки лицо Петербурга, и оно должно быть красивым, хорошим и интересным», – пояснил Андрей Мушкарёв.
Кроме того, компании, арендующие пристани у государства, устанавливают заградительные тарифы за пользование другими участниками рынка. (Так было, к примеру, с компанией «Анхель». Получив один из причалов в 2015 году, она сразу же подняла тарифы в пять раз).
Обе причины лежат в основе того, что участники рынка, которые хотят инвестировать в модернизацию флота и привлекать платежеспособных европейских туристов, не могут этого сделать, говорит Мушкарёв. Но ситуация должна измениться, когда федеральные власти передадут Петербургу пристань на пр. Обуховской Обороны, уверены в комитете по туризму (процесс находится в завершающей стадии).
Возрождать речной вокзал поручат бизнесу. Разработку концепции и финансовой модели Смольный уже заказал у консалтинговой компании PricewaterhoeseCoopers за 10 млн рублей. Представить идеи должны к концу осени, после чего чиновники начнут искать инвестора. Предполагается, что партнер будет эксплуатировать построенный им терминал и окупать вложения, в том числе за счет коммерческой составляющей.
По словам Андрея Мушкарёва, рынок проявляет интерес к начинанию, хотя конкретных переговоров город пока не ведет. Если инвестор будет найден, приступить к реализации проекта можно будет в 2018 году, а открыть навигацию уже в 2019-м.
Точный размер требуемых инвестиций Андрей Мушкарёв назвать затруднился, сославшись на то, что характеристики проекта пока находятся в разработке. К примеру, пока не определено, будет ли модернизироваться существующий причал на пр. Обуховской Обороны либо же будет строиться новый в другом месте.
«Мы рассматриваем различные варианты, в том числе у Вантового моста», – пояснил он.
Крупнейшими компаниями, организующими речные круизы из Петербурга, являются «Водоход» (круизы на Валаам, Кижи, Петрозаводск), «Ортодокс» (круизы в Москву и Ростов-на-Дону) и Viking River Cruises (круизы в Москву).
Представители этих операторов на общественных слушаниях не присутствовали. Однако участники туристической отрасли идею возрождения индустрии речных круизов поддержали.
«Как может быть, что у города пяти морей нет речного вокзала?» – задал присутствующим риторический вопрос генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман.
По его мнению, из-за плохой инфраструктуры и сами петербуржцы стали реже отправляться в речные круизы. Зато среди иностранных гостей спрос на этот вид туризма растет. Помимо европейцев, путешествовать по Неве, Волге и другим рекам хотят и китайцы.
«На будущий год одно из речных судов Viking River Cruises, которые ходят по маршруту Москва – Петербург, будет обслуживать китайских туристов», – отметил он. При этом топ-менеджер посоветовал Смольному внимательнее отнестись к выбору места для вокзала. «Причальная стенка на Обуховской Обороны падает уже 25 лет», – сказал он.
По подсчету экспертов компании Rusland SP, специализирующейся на инвестиционном и градостроительном консалтинге, реализация проекта обойдется примерно в 1-1,5 млрд рублей. Для реконструкции гидротехнических сооружений существующего причала потребуется около 800 млн рублей, в случае нового строительства – можно уложиться в 1 млрд рублей. Создание вокзала и сопутствующей инфраструктуры (парковки, остановок, касс, терминала, магазинов, ресторанов и т.д.) общей площадью 5-10 тыс. кв. м обойдётся 250-500 млн рублей.
Однако заинтересовать инвестора будет непросто, считают эксперты.
«Окупить такой проект в разумные сроки, за 10-12 лет, можно за счёт включения в состав речного порта полноценного коммерческого объекта, ориентированного в первую очередь на спрос со стороны обычных посетителей, а не пассажиров», – комментирует руководитель направления строительного консалтинга Rusland SP Николай Большаков.
Его строительство обойдётся девелоперу ещё примерно в 50-60 тыс. рублей за 1 кв. м будущей площади. Но для создания успешного, доходного проекта проспект Обуховской Обороны совершенно не подходит, считает эксперт: нужна локация с отличной транспортной доступностью, рядом с центром города и туристическими достопримечательностями.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»