Главным фактором при выборе покупаемого жилья массового спроса в Петербурге и окрестностях является цена – этим руководствуются 63% покупателей. Но когда покупателей, проживших в своих квартирах два года, спрашивают, на что бы они ориентировались при покупке квартиры сейчас, фактор цены называют всего 10 процентов.
Опрос в виде интервью был проведен по заказу компании «Ленстройтрест» среди 200 жителей Парнаса, Кудрова и Мурино-Девяткина, купивших квартиры 2 года назад в домах не старше трех лет. При покупке после цены по важности с отставанием в два и более раз следовали транспортная доступность, локация, квартирография, репутация застройщика.
Все остальное – развитость социальной инфраструктуры, парковки, озеленение и т.д. – интересовало менее 10% покупателей. По прошествии двух лет картина резко поменялась. Среди ретроспективных факторов на первое место вышла социалка (32%), за ней следуют транспортная доступность и парковки.
Потом только идет цена квартиры. От нее на 1–2 % отстали качество строительства, озеленение и шумоизоляция. То есть все факторы, определяющие понятие комфортной среды.
На вопросы о преимуществах и недостатках нового жилья большая часть плюсов ушла к дому – планировка квартиры, качество строительства (в доме тепло), близость к метро, хорошие соседи и т.д. Основная часть минусов – к окружению дома: нет парковок, слаба шумоизоляция, проблемы с лифтом, нет зелени, слаба социальная инфраструктура и т.д. Причем дефицит парковок и избыток шума лидируют с большим отрывом, это две главные проблемы массового жилья.
Отдельной темой опроса стала оправданность ожиданий. 76% сообщили, что их ожидания оправдались полностью или частично. 63% купили бы ту же самую квартиру, 8% купили бы другую, но в том же районе, 20% хотели бы сменить район. Разочарованные покупкой жилья чаще всего приобретали однокомнатную квартиру без отделки.
По итогам опроса был посчитан индекс лояльности потребителей к десяти основным компаниям-застройщикам (их названия не разглашаются), которые работают на трех исследованных территориях. Разница между долей сторонников и долей критиков только у двух составила более 30%.
Второе исследование было связано с изучением потребностей новоселов в инфраструктуре. Исследование проводилось на базе одного из новых жилых комплексов во Всеволожском районе, на границе города и области. Было опрошено около 250 семей, более половины из которых (около 57%) имеют доход до 45 тыс. рублей. Почти половина опрошенных имеют одного-двух детей в возрасте от 3 до 12 лет.
В ходе исследования выяснилось, что дети именно этого возраста наиболее активно занимаются в различных кружках и секциях. В среднем затраты каждой семьи на детские занятия составляют около 3,9 тыс. рублей.
55% кружков, в которых занимаются дети опрошенных, находятся в Петербурге. При этом 52% родителей, которым приходится возить детей на занятия в город, основной причиной этого указывают, что нужных кружков и секций нет поблизости. Но когда жителей спрашивают, какой инфраструктуры в шаговой доступности им не хватает, они называют сначала торговлю и детсады. Кружки размещаются в конце десятки.
Вадим Шувалов
Комментарий
Дмитрий Карпушин, заместитель генерального директора ПО «Ленстройматериалы»:
– По итогам первого опроса можно говорить о том, что покупатели жилья стараются защищать свой выбор, даже если по прошествии времени он кажется им неудачным. Предполагаю, что количество недовольных превышает 24% от выявленных в ходе исследования. Можно отметить перепады настроений покупателей, по-разному оценивающих квартиру во время покупки и два года спустя. Вероятно, покупатель действует на эмоциях, сильно затрудняющих правильный выбор нового жилья. По этой причине немного шансов, что на выбор новых покупателей повлияет работа социологов. Она нужна застройщикам, чтобы понять, над чем работать в первую очередь.
Что касается второго исследования, то его еще предстоит проанализировать детально. Мнение о дефиците кружков по месту жительства может как соответствовать действительности, так и сформироваться из-за плохого знания локации, в которой приобретено жилье.