В Смольном готовы запустить процедуру передачи Исаакия Церкви до 16 апреля. Один из рассматриваемых вариантов предполагает, что культурное учреждение могут ликвидировать путем присоединения его к Музею истории города.
Официальные лица по-прежнему хранят молчание. Вице-губернатор Владимир Кириллов и вовсе заявил «Фонтанке», что передать храм в столь короткий срок невозможно, а все, что производится сейчас, – это только прорабатываемые варианты. «Кто ж знает, как ситуация сложится, будет ли референдум или не будет, нужно иметь любые варианты, чтобы знать, что делать», – сообщил он.
Меж тем в распоряжении редакции "Фонтанки" оказался документ на имя губернатора Георгия Полтавченко: директор Музея истории Петербурга Александр Колякин «выражает готовность принять в свой состав ранее являющийся частью Музея истории Санкт-Петербурга Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" с филиалами, со всеми структурами и фондами, являющимися государственной собственностью». На документе стоит поручение градоначальника профильным вице-губернаторам: «...прошу проработать и доложить предложения».
Какое предложение было им направлено губернатору, Кириллов не сообщил, однако еще раз подчеркнул, что речь идет только о потенциальной возможности.
Собеседники «Фонтанки», в свою очередь, утверждают, что вариант ликвидации музея Исаакия является рабочим и может быть использован как основной. Дело в том, что в этом случае передача памятника в пользование РПЦ может обойти ряд проблемных и больных моментов: как известно, в самом музее противятся переезду, и, если этим займется формально другая структура, процедура может пройти спокойнее, считают чиновники. На данный момент в связи с проработкой плана объединения музеев «Исаакиевскому собору» устно рекомендовали отказаться от больших и долгосрочных закупок.
«У Музея истории города маленький бюджет, они могут и не потянуть такие затраты», – говорят собеседники «Фонтанки».
Директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров сообщил, что слышал о том, что вариант присоединения – один из обсуждаемых, однако отметил, что до него и его коллег по-прежнему не доводят никакой информации. «Чувствуем себя так, будто 1861 год еще не наступил. Тем не менее мы продолжаем выполнять госзадание и делать все работы, которые запланировали на 2017 год», – обреченно отметил он.
По словам Бурова, в случае ликвидации музея должна будет собраться специальная комиссия, которая обязана произвести сверку всех передаваемых музейных ценностей. «Это не быстрое дело», – добавил он.
Автор обращения к губернатору, глава Музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, в свою очередь сослался на то, что в начале марта письмо о возможном присоединении Исаакия его попросил написать сам Буров. Это было сделано, чтобы подтвердить устную договоренность о том, что в случае передачи собора фонды будут размещены на территории Музея истории города. «Больше я ничего не знаю, все решения принимает правительство», – сказал в завершение разговора Колякин.
В РПЦ, тем временем, уже готова и подписана заявка на передачу Исаакиевского собора в пользование. Напомним, именно отсутствие этого документа и мешало до сего момента запустить официальную процедуру. Как предполагают собеседники «Фонтанки», письмо в комитет по имущественным отношениям могут отправить уже в понедельник, 3 апреля, если все сложится удачно; правда, у самих представителей Церкви такой уверенности нет. Очевидно, поэтому всю текущую неделю сторонники передачи старались перекрыть своими сообщениями информационное пространство в городе.
В частности, впервые высказался по поводу передачи храма митрополит Варсонофий – инициатор самого этого процесса. 29 марта он дал интервью РИА Новости. В нем он пообещал, что даст рабочие места сотрудникам музея, которые согласятся с ним работать, а также вновь напомнил аргументы в пользу Исаакия-храма.
«...Когда мы говорим о том, что Русская православная церковь просит возвращения Исаакиевскому собору его главного предназначения, мы надеемся на возобновление полноценной духовной жизни храма. А это не только богослужения, "утвержденные музеем" (регулярными и ежедневными, кстати, они стали совершенно недавно. – Прим. ред.). Это также формирование прихода с воскресной школой для подрастающего поколения, просветительская, молодежная, социальная работа... [Сейчас] участвовать в вечернем богослужении, которое по согласованию с музеем начинается в соборе в 16 часов, не могут многие работающие горожане. А бесплатный доступ для верующих заявлен музеем только в часы литургии или вечерней службы», – повторил Варсонофий то, о чем ранее уже твердили почти все представители духовенства.
Незадолго до этого пришла и весть о том, что митрополит отслужит 9 апреля в соборе Вербное воскресенье и проведет вокруг Исаакия детский крестный ход.
Притом что с момента конфликта с директором музея Буровым архиепископ ни разу не проводил служб в соборе. Варсонофию даже приписывают фразу: «Ноги моей здесь не будет, пока этот храм – музей». В конце прошлой недели митрополит также совершил пассию с Смольном соборе, который еще год назад был частью музея Бурова. «Желаю прихожанам Воскресенского собора быть добрыми овцами, послушными Богу, послушными пастырям земным, и совершать свое дело со страхом Божиим, чтобы Господь опирался на нынешних Своих учеников", – сказал он во время проповеди.
Несмотря на это, в епархии пока не обладают информацией, где будет проходить пасхальная служба. «Если передача собора состоится, то, конечно, в Исаакии. Если же нет, то в Казанском, но пока такая информация не доводилась», – отмечают представители РПЦ.
Сторонники сохранения текущего статуса уверены, что на самом деле эта информационная активность вызвана в первую очередь согласованием Горизбиркомом проведения референдума о статусе собора-музея. Напомним, что добро дали 28 марта, однако это только первая ступень к проведению народного опроса. Для утверждения референдума, коих с 1991 года не было в Северной столице, нужно еще согласие Законодательного собрания и подписи 2% избирателей (75 тысяч человек). В РПЦ назвали возможность проведения референдума по данному поводу «правовым нонсенсом», ранее такого же мнения придерживались и в «Единой России» (представители парламентского большинства), однако в среду, 29 марта, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров пообещал журналистам лишь то, что после поступления заявки решение будет принято, а от оценки возможности проведения референдума воздержался.
Разговоры о передаче Исаакиевского собора РПЦ идут уже несколько лет, осенью 2015 года губернатор отказал митрополиту Варсонофию, сославшись на то, что музей приносит городу средства. Довольствоваться отказом клирики не стали и занялись лоббированием. Как говорят, преуспел в этом деле викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий западным викариатством города Москвы Тихон. Якобы именно он смог получить одобрение от президента Владимира Путина на передачу храма (на звонок «Фонтанки» владыка не ответил). Процесс должен был пройти тихо и незаметно для общественности, однако помешала огласка. 10 января 2017 года губернатору Георгию Полтавченко пришлось подтвердить информацию о переезде музея, после чего оппозиционные депутаты петербургского ЗакСа и общественники вышли на акции протеста. Митинги собрали несколько тысяч человек, противоположные акции – лишь несколько десятков. В поддержку решения губернатора парламентское большинство ЗакСа предложило передать собор Церкви в кратчайшие сроки – к Пасхе, 16 апреля. Аналогичное требование выразили в письме к губернатору ректоры петербургских вузов.
После нарастания протестной активности в Северной столице были проведены социологические опросы, выявившие снижение уровня доверия к власти. Тогда анонимный источник в Кремле сообщил ряду СМИ, что Путин не согласовывал передачу Исаакия.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»