Зона массовой застройки Усть-Славянка так и не дождалась обещанных Смольным реконструкции Петрозаводского шоссе и расширения Советского проспекта. Надежды другого ЖК - лишь на пробивку Дальневосточного проспекта. Теперь власти хотят заставить застройщиков оплатить работы.
Когда-то – огромный заброшенный пустырь, а сейчас зона интенсивной застройки Усть-Славянка до 2025 года должна вместить 37 тысяч новоселов, для которых там построят почти миллион кв. м жилья. О транспортной инфраструктуре здесь годами если и думали, то только на бумаге.
Доступность новостроек Невского района обследовала делегация, которую возглавил ныне депутат Госдумы, а в прошлом руководитель администрации губернатора Петербурга Игорь Дивинский. Приезд в Петербург он объяснил "потоком жалоб от петербуржцев". Компанию ему составили глава района Константин Серов и директор НИПЦ Генплана Юрий Бакей.
Сегодня пятачок Советского проспекта, Славянской и Заводской улиц "облепили" строящиеся жилые комплексы. Это ЖК "Живи! В Рыбацком", в котором застройщик – "СПБ Реновация" – сдаст 765 тысяч кв. м. Setl City строит в Усть-Славянке ЖК "Невские паруса", а это 25-этажные башни общей площадью 145,5 тысячи кв. м. "Росстройинвест" предлагает квартиры в строящемся высотном комплексе "Екатерина Великая" и "Петр Великий". Два небоскреба (32 и 24 этажа) у Невы – это еще 150 тысяч кв. м жилья.
Только в этом году застройщики Усть-Славянки планируют заселить более 3000 квартир. "СПб Реновация" "открывает" первые корпуса на 2330 семей. Setl City сдаст первую очередь своих высоток, в 2018 году дольщики начнут заселяться и в 1700 квартир "императорских" домов. Нагрузка на Советский проспект будет увеличиваться и дальше.
Как сообщала "Фонтанка", Усть-Славянка, которую облюбовали девелоперы, уже стала для Невского района местом хронического транспортного коллапса. Выбраться оттуда можно только одним путем: по Петрозаводскому шоссе и его продолжению – Советскому проспекту. При этом Советский пересекают железнодорожные пути, а Петрозаводское шоссе – способ выехать еще и из Металлостроя, Понтонного, Саперного и других поселков.
О необходимости реконструкции обеих магистралей в Смольном заговорили еще в 2013 году. ГУП «Ленигипроинжпроект» тогда за 145 млн рублей даже взялось за проработку проекта. Документ в итоге не пригодился – пока над ним работали, изменился закон (с 1 января 2016 года проектно-сметная документация должна готовиться только при наличии проекта планировки территории). По предварительным подсчетам тех годов, реконструкция обойдется в 3,5 миллиарда рублей, и это без учета выкупа земель.
Сегодня представители районной администрации рассказывали Игорю Дивинскому, что планы в силе: КРТИ занимается проектом реконструкции Петрозаводского шоссе. А вот проект по расширению до четырех полос Советского проспекта – задача девелопера ООО "СПб Реновация". Но застройщик уверяет: это не так.
Смольный действительно взял на себя Петрозаводское шоссе. Как уточнили "Фонтанке" в подведомственной КРТИ "Дирекции транспортного строительства", данная магистраль подлежит реконструкции за границами Усть-Славянки по направлению к Колпино (до Лагерного шоссе, где планируется двухуровневая развязка). Разрабатывается документация по проекту планировки территории, документы будут готовы в третьем квартале 2017 года. "А строительно-монтажные работы по реконструкции Петрозаводского шоссе планируются в период с 2020 по 2022 год", – заверили в КРТИ.
А вот основной застройщик Усть-Славянки – "СПб Реновация" – с удивлением сегодня узнал от "Фонтанки", что от девелопера ждут активных действий. Ведь в договоре девелопера с городом нет пункта об обязательствах заниматься реконструкцией Советского проспекта. В феврале 2015 года представители "СПб Реновации" на совещании с экс-вице-губернатором Маратом Оганесяном устно подтвердили свою готовность взяться за проект по расширению Советского шоссе. Информация об этом осталась только в протоколе, подписанном Оганесяном (документ есть в распоряжении редакции).
"Необходимость реконструкции Советского проспекта очевидна и нам, и нашим дольщикам. При проектировании квартала "Живи! В Рыбацком" мы предусмотрели расширение проспекта, необходимые отступы до дороги от домов. Однако сами работы по реконструкции должен вести КРТИ", – заявили "Фонтанке" в пресс-службе компании. Застройщик ссылается на то, что Советский проспект относится к дорогам регионального значения.
"Наша компания занимается созданием улично-дорожной сети только внутри кварталов. Тем не менее для ускорения работ по реконструкции Советского проспекта мы разработали и предоставили в КРТИ планировочные решения, которые комитет согласовал без изменений. Однако отметим, что это добровольная инициатива "СПб Реновации", и законных оснований для возложения на нас задачи по разработки проекта планировки территории, ровно как и реконструкции проспекта, нет", – резюмировал застройщик.
И вот итог. Оганесян по делу о мошенничестве на стройке стадиона на Крестовском сидит в Крестах. Основной застройщик Усть-Славянки отказался от дорожного проекта. Да и Смольный пока не готов порадовать жителей. В КРТИ "Фонтанке" подтвердили, что "СПб Реновация" передала свои планировочные решения и теперь осталось решить вопрос, кто же в итоге возьмется за подготовку проекта.
Эта же проблема на транспортном совете обсуждалась буквально вчера, 28 марта. Губернатору Петербурга напомнили про проблемы Усть-Славянки. Прозвучал вопрос о возможности поискать денег в бюджете, чтобы в будущем все же реанимировать проект по расширению Советского проспекта.
Жителям Усть-Славянки и соседствующим ЖК (например, "Ижора парк", "Дом у озера") остается только надеяться, что когда-нибудь обе магистрали все же дождутся реконструкции. Но на карте Невского района остается еще немало "горячих точек". Одна из них – мост через реку Славянку, который горожане называют то Рыбацким, то Славянским.
"Сейчас мост исключительно пешеходный, еще 7 лет назад он был закрыт, и находится в аварийном состоянии", – уточнил глава Невского района. Но чтобы увеличить пропускную способность Шлиссельбургского проспекта, чиновники предлагают перестроить мост в автомобильный. Без этого, констатирует глава НИПЦ Генплана Юрий Бакей, бесполезна и планируемая в будущем модернизация Славянской улицы, которая идет вдоль Невы и может стать дублером Советского проспекта – поток машин все равно упрется в неработающий мост через реку Славянку.
"В планах на капитальный ремонт мост Смольным пока не учтен, вопрос может быть рассмотрен при проектировке адресных программ на будущий период", – оценили в районной администрации перспективы. И напомнили, что пока до стадии проектирования дошла только одна важная дорожная стройка – реконструкция Рыбацкого проспекта (от аварийного моста через Славянку до ЖК "Князь Александр Невский" на пр. Обуховской Обороны). Документация будет представлена в декабре 2017 года, тогда и будут названы сроки проведения строительных работ.
Делегация, которую в район вывез Игорь Дивинский, добралась и до улицы Русановской. Микрорайон "Ласточкино гнездо" (застройщик "ЛенСпецСМУ") из 12 высоток, в котором уже проживают более 9 тысяч человек, в буквальном смысле отрезан от единственного выезда к улице Русановской.
Пока с Русановской ЖК связывает безымянный и "брошенный" через реку Утку мост, на который без слез смотреть невозможно – машины в обе стороны едут по узкому разбитому асфальту. Пешеходам же приходится пробираться по бетонной обочине моста, где для них даже не пытались выделить зону. Под боком у "Ласточкиного гнезда" в 2017 году будет сдан ЖК "Приневский", после чего население заблокированного микрорайона увеличится вдвое.
Спасательным кругом для этой зоны Невского района может стать пробивка Дальневосточного проспекта. "Но вопрос пока упирается в политическую волю", – пошутил представитель администрации Невского района. Возможно, заплатить за этот проект продолжения Дальневосточного проспекта придется застройщикам. По данным "Фонтанки", вариант обсуждается в Смольном, и чиновники называют "такой сценарий справедливым".
По итогам сегодняшней поездки Игорь Дивинский пообещал инициировать проведение большого совещания по проблемам транспортной инфраструктуры Невского района.
"Я работал в правительстве и знаю, что Смольный не выполнил часть своих давних обещаний. Спросим со всех",- пообещал экс-чиновник Смольного, не один год проработавший в команде губернатора Полтавченко. Предварительно, к проблемным вопросам участники сегодняшней прогулки вернутся в середине апреля.
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"
Справка:
Невский район - не единственная транспортная ловушка для горожан. Доступа к магистралям требуют жители Шушар, где в новостройках проживают почти 30 тысяч человек, а единственный выезд для них - Пушкинская улица. В такой же ситуации застраивается микрорайон на границе с Ленобластью - Девяткино. Почти 40 тысяч жителей Славянки, которым не хватает выездов, зависят от перегруженного ж.д. переезда "Пушкинский". 28 марта на транспортном совете первый заместитель председателя КРТИ Вадим Власов сообщил, что ведомство определило семь крупных зон жилой застройки, которым в первую очередь нужны новые развязки. В их числе новостройки на намывных территориях Васильевского острова, пос. Шушары Пушкинского района. В Красносельском районе построен ЖК, ограниченный Петергофским шоссе и улицей Маршала Мерецкова. Попал в список и Невский район. По оценке КРТИ, на дороги только к семи кварталам в ближайшие три года потребуется ориентировочно 50 миллиардов рублей.