Обновленные планы по развитию подземки на ближайшие 32 года озвучил глава КРТИ Сергей Харлашкин в ходе III Ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Схема сформирована на основании концепции развития транспортной системы города до 2028 года и на перспективу до 2043 года.
Корректировка отраслевой схемы развития метрополитена стала доброй традицией. Предыдущий вариант был принят еще в 2011 году. Тогда его горизонт ограничивался 2025 годом, однако даже с реализацией планов на 2011 – 2015 годы возникли проблемы. «Спасскую», «Бухарестскую», «Международную» и «Спортивную-2» город действительно получил, однако дотянуть Фрунзенско-Приморскую линию до Шушар не успели — как и продлить оранжевую ветку к «Большому проспекту». Кроме того, правительству пришлось в очередной раз менять приоритеты — чемпионат мира по футболу выдвинул на передний фронт «стадионные» станции, из-за чего пришлось замораживать другие направления.
В 2013 году Смольный утвердил уточненную схему, которая сдвигала по времени введение значительной части станций. Продолжение Фрунзенского радиуса через «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» перенеслось на период до 2018 года, первая очередь Калининско-Красносельской линии – на 2020 год. «Театральная» и «Большой проспект» – на 2018-й, «Шкиперская» и «Морской фасад» – на период до 2020-го.
На прошедшей месяц конференции главой КРТИ была показана очередная версия. Отметим, что комитете обращают внимание – показанная схема еще не утверждена, над ней идет работа.
Теперь же из метрополитена будущего бесследно пропали четыре станции метро, которые должны были продлевать ветку от «Зоопарка» – «Парашютная», «Академгородок», «Парголово» и «Осиновая роща», а также «Юнтолово». Ответвление от «Политехнической» на север («Сосновка», «Проспект Культуры» и «Бугры») на иллюстрации также не просматривается.
Самые серьезные изменения произошли на юго-западе. Вместо 11 новых станций здесь появится лишь 6. Кировско-Выборгскую линию продлят, как и предполагалось, двумя станциями, однако от Ульянки она будет загибаться не на восток к Пулково, а на северо-запад, к пересечению проспекта Маршала Жукова и улицы Солдата Корзуна. О том, что город отказался от строительства станции в районе Пулково, сделав выбор в пользу аэроэкспресса, стало известно ранее. В частности, в проекте бюджета на следующий год появился пункт о разработке соответствующей концепции за 46 млн рублей. Однако впервые была обнародована сама схема без ветки метро до аэропорта.
Недосчитается город и линий метрополитена от Екатерингофки вдоль Финского залива и далее в направлении Стрельны вдоль Петергофского шоссе. В итоге самой западной точкой станет «Сосновая Поляна». Таким образом, разработчики концепции отказались от 13 станций, которые ранее предполагалось построить. Очевидно, город рассчитывает компенсировать сокращение сети на юге города за счет того же аэроэкспресса и линий легкорельсового транспорта. Правда, когда эти планы будут осуществлены, до сих пор не ясно. Ранее «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» выиграл конкурс на разработку проекта планировки территории линии ЛРТ по маршруту аэропорт «Пулково» – ст. м. «Купчино». Она должна пройти через станцию метро «Южная», Шушары, жилой район «Славянка», город-спутник Южный и Красное Село. Всего существуют планы на строительство 13 веток ЛРТ, однако конкретных сроков не называется.
Есть в новой схеме метро и некоторые приобретения. В частности, решено соорудить еще один перегон от «Площади Александра Невского» до «Елизаровской» со строительством новой станции в районе пересечения улиц Седова и Фаянсовой. Кроме того, Правобережно-Лахтинская линия в сторону Кудрово будет продлена не одной станцией, как планировалось, а двумя.
Строительство разбито на три группы в зависимости от заявленных сроков. В первую очередь, как нетрудно догадаться, город сосредоточится на продлении Невско-Василеостровской линии, которое связано с проведением чемпионата мира по футболу. «Новокрестовскую» и «Беговую» введут в эксплуатацию в феврале 2018 года. Кроме того, в течение 2018 сдадут «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». До 2028 года ветку метро дотянут до «Зоопарка», «Обводный канал» соединят с «Юго-Западной», «Большой проспект» с «Садовой» (это намечено на конец 2019 года). Основной объем работ запланирован на следующие за этим 20 лет. В последнюю очередь город приступит в Кольцевой линии и Адмиралтейско-Охтинской ветке, которая свяжет «Сосновую Поляну» и «Янино». На период до 2048 года передвинулись и многострадальные станции «Шкиперская» и «Морской фасад». Даже если город будет четко следовать намеченному плану, понятно, что к 2025 году общее число станций не достигнет 109, как указано в схеме от 2011 года.
Расходы на строительство растут, однако напрямую увязать их с темпами ввода сети метрополитена сложно. В конце концов, в 2016 году при тратах в 23,4 млрд рублей (против 19 млрд в 2015-м) в городе не появилось ни одной новой станции. В следующем году, с учетом федеральных траншей, под землю закопают 24 млрд рублей. До 2022 года на финансирование работ по метрополитену планируют потратить 188 млрд рублей, т. е. по 31,3 млрд в среднем в год. Затем скорость освоения средств должна увеличиться, и до 2028 года ежегодный показатель будет составлять 34,4 млрд рублей. После этого годовые расходы вновь сократят — до 27,3 млрд рублей, а общие траты за 32 года почти достигнут триллиона рублей.
Концепцию развития транспортной системы Санкт-Петербурга до 2028 года и на перспективу до 2043 года разработал московский «НИИ автомобильного транспорта», сейчас документ проходит рассмотрение в правительственных ведомствах. В КРТИ «Фонтанке» сообщили, что рассчитывают получить все согласования еще до конца года.
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»