Идея возвести какой-нибудь тоннель в центре города посещает чиновников Смольного время от времени. Так, в 2006 году, по заказу комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, институт «Стройпроект» подготовил предложение по строительству заглубленного тоннеля вдоль набережной Невы от Литейного моста до Благовещенского. Его длина должна была составить около 3 километров, в каждую сторону планировалось обустроить по четыре полосы. Однако вся документация по «Невскому автомобильному тоннелю» благополучно легла на полку.
Возрождение интереса к тоннелям началось после того, как в 2009 году комитет по благоустройству и дорожному хозяйству возглавил Борис Мурашов. В 2010 году начался капитальный ремонт Кронверкского проспекта. Однако Мурашов тут же сообщил, что это только первый этап создания «Кронверкского транспортного коридора». Его ключевым элементом должен был стать тоннель под Каменноостровским проспектом стоимостью от 1,5 до 2 млрд рублей. Предполагалось, что тоннель будет начинаться в створе улицы Куйбышева, а затем выходить на Кронверкский проспект. Горожан порадовали: объект появится в концу 2011 года. Как и в случае с «Невским автомобильным тоннелем», от проекта остались только красивые картинки.
В начале 2011 года Борис Мурашов еще раз взорвал информационное пространство, заявив о необходимости связать тоннелем площадь Восстания и площадь Пролетарской Диктатуры. Впрочем, сам же в беседе с журналистами добавил, что это «сложный вопрос» и что это его «личное мнение как инженера-строителя», а не позиция комитета. Однако любовь к подземным сооружениям чиновник сохранил. В 2012 году, после открытия Коломяжского путепровода, он заявил, что город рассматривает возможность по возведению сразу двух тоннелей в районе набережной Черной речки – на пересечении с Ланским шоссе и с Торжковской улицей. Примерное местоположение этих сооружений Борис Мурашов показывал журналистам, водя пальцем по карте, открытой на планшете корреспондента «Фонтанки». И судя по его несколько задумчивому взгляду, точное место глава комитета тогда и сам не знал.
Впрочем, некоторые планы ушли дальше фантазийных предположений. В 2011 году должно было начаться строительство Орловского тоннеля под Невой, который был призван связать Смольную и Свердловскую набережные. Все было готово: проект утвердил тогдашний премьер Владимир Путин, выбран концессионер в лице компании НКК экс-депутата Госдумы Виталия Южилина, готова вся техническая и сметная документация. Однако губернатор Георгий Полтавчеко заморозил стройку, посчитав ее неэффективной. НКК впоследствии пыталась взыскать со Смольного 330 млн рублей, однако проиграла во всех инстанциях.
Орловский тоннель должен был войти в так называемый «транспортный обход центра» – комплекс развязок, благодаря которому автомобилисты смогут добираться с юга на север, минуя Невский проспект и другие ключевые улицы. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры предложили переложить часть функций Орловского тоннеля на открытый тоннель под мостом Александра Невского на правом берегу Невы. Конечно, он не мог стать круглосуточной переправой с одного берега на другой, но мог бы ускорить съезд с моста для дальнейшего движения на север. При Борисе Мурашове был подготовлен предварительный проект, но дальше этого дело не сдвинулось.
Впрочем, даже наличие денег и воли не означает, что подобные объекты могут быстро появиться в Петербурге. Чиновники с 2012 года не могут построить Синопский тоннель с противоположной стороны моста Александра Невского. За это время сменилось уже три генеральных подрядчика, но развязки по-прежнему нет.. У директора НПО «Космос» – первой компании, взявшейся за этот объект, – недавно арестовали «Роллс-Ройс», «Мерседес» и детский «Феррари». Причем не в России, а на вилле под Лондоном.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»