Программа реновации хрущевок в Петербурге провалилась. Ответственными за это пытаются назначить самих жителей хрущевок. Удивительная история случилась с семьей Ивановых, живущих в одной из таких пятиэтажек. Компания «СПб Реновация» обвиняет Ивановых в срыве строительства. А Ивановы обвиняют компанию в невыполнении обещаний и разжигании ненависти у соседей. Что жители расселяемых хрущевок могут требовать от инвесторов? В скандальной истории разбирался «Город 812».
Вредные жильцы
Сюжет скандала. Компания «СПб Реновация» прервала работы по реновации хрущевок в Сосновой Поляне, так как не может снести расположенную там пятиэтажку и начать строительство нового высотного дома на ее месте. Все жильцы из злополучной пятиэтажки уже выселены, кроме упрямых Ивановых.
По версии «СПб Реновации», Ивановы назло компании уперлись и не хотят переселяться, чтобы навредить самому процессу реновации, а заодно озолотиться за счет компании.
– Господин Иванов и его мать являются собственниками трехкомнатной квартиры в хрущевском доме. Они не хотят выезжать и выдвигают какие-то неадекватные требования! Ивановым предлагали трехкомнатную квартиру в нашем новом доме напротив и квартиру на вторичном рынке. Предлагали по рыночной стоимости выкупить их квартиру – за 3,5–4 миллиона рублей. А Иванов отвечал: «Хочу миллион за квадратный метр своей квартиры!» Требования его были очень разными – от 20 миллионов до 45 миллионов рублей за свое жилье в хрущевке. Нам надо приступать к работе в квартале, а он – такое чувство! – специально затягивает процесс, чтобы получить максимально с нас денег. Человек понимает, что может повлиять на дальнейшее развитие реновации в квартале, и использует ситуацию на все 100%, – описывает ситуацию представитель компании «СПБ Реновация» Дмитрий Михалев.
По его словам, сам Иванов в спорной квартире не проживает. Там обитает его мать.
– Мать он оставил, можно сказать, в заложниках, ведь в почти расселенном доме не самые лучшие условия для жилья. Там и стекла где-то разбиты, и трубы канализационные кое-где своровали уже. Его мать постоянно жалуется на условия! Может, ему на маму свою плевать, но ей тоже нужно как-то жить. Может, она повлияет на него, – надеется Дмитрий Михалев.
Он рассказал, что остальные жители квартала, поддерживающие программу реновации, даже выходили на митинг против вредных Ивановых, которые мешают программе и не заботятся о соседях. Но не помогло. После этого и ситуация и реновация окончательно зашли в тупик.
Ничего хорошего не осталось
«Город 812» связался с «вредными» Ивановыми, чтобы поинтересоваться: не стыдно ли им ставить палки в колеса такой важной для города программе реновации? Однако по версии Ивановых ситуация выглядит прямо противоположной. Вот что рассказала «Городу 812» владелица горемычной квартиры на 2-й Комсомольской улице в Сосновой Поляне Тамара Викторовна Иванова, ветеран труда.
– В «СПб Реновации» всё врут! То, что мы требуем 45 миллионов, – сказки. Такой цифры не звучало вообще. Это «Реновация» всех настраивает против нас. На самом деле мы с самого сначала хотели переезжать. Уже забронировали квартиру в новом доме. А потом, не предупредив нас, «СПб Реновация» эту квартиру продала. Но предложила другую квартиру – даже документы оформили. Но их не подписали, потому что и ту квартиру они тоже продали. А теперь у них ничего хорошего не осталось. Да, нам предлагали потом жилье большей площади – которое им не продать, потому что плохое. Северная сторона, света очень мало – как колодец! Никому такая не нужна. Зачем она нам? А доплачивать за лишние метры у нас денег нет, – рассказала Тамара Викторовна.
По ее словам, жить в расселенном доме тяжело. Холодная вода грязная, горячей нет вовсе. И ее как последнего жильца теперь выселяют из дома всякими незаконными методами.
– Соседей настраивают против нас – чтобы меня доставали и чуть ли не камнями забивали. Ходят, всё тут ломают, рушат, стекла бьют, – жалуется Тамара Иванова.
По ее словам, семья живет в доме с 1967 года. Самой Тамаре Викторовне уже 71 год. Более сорока из них она отработала на Ленинградском электромеханическом заводе. С соседями по дому всегда дружила, и те, кто давно в этом районе живет, Ивановых жалеют. Тем более что Ивановы вовсе не уперлись рогом, отказываясь переезжать.
– Да не хочу я навсегда здесь оставаться! Просто хочу жить в этом же районе. Мы имеем право выбирать, а в «Реновации» предлагают то, что нам не подходит, – объясняет совсем не вредная Иванова.
Поменять законы в пользу бизнеса
Никаких законных способов выселить Ивановых из их жилья у «СПб Реновации» на сегодня нет. А без этого невозможно снести пятиэтажку и продолжить программу реновации. Так как хрущевка стоит на месте будущего нового многоэтажного дома. Платить больше рыночной цены за квартиру Ивановых в «СПб Реновация» не хотят, чтобы не создавать опасный для бизнеса прецедент: а вдруг и остальные выселенцы начнут ставить собственные условия, вместо того чтобы соглашаться на то, что дают? Вместо этого в компании предлагают изменить законодательство в пользу бизнеса.
– Наша идея состоит в том, чтобы законодательно ввести правило. Если, допустим, 80% жителей дома мы уже расселили, то оставшиеся 20% должны принудительно продать свои квартиры по рыночной стоимости. Чтобы не было такого, что последние жильцы выворачивают нам руки. Из-за них мы не можем расселять других людей и строить жилье. Такой закон могут принять и наши местные власти. Если Смольный заинтересован в том, чтобы ускорить программу реновации, то это вполне реально, – уверен Дмитрий Михалев.
Другая возможность расправиться с непокорными жильцами состоит в том, чтобы признать расселяемый дом аварийным. Тогда Ивановых можно будет выселить совершенно законным образом.
По мнению петербургского депутата-правозащитника Бориса Вишневского, инициатива о принудительном расселении 20% несогласных нарушит Конституцию.
– Получается, что мы фактически лишим человека собственности путем голосования других людей. А в Конституции сказано, что никто не может быть лишен своей собственности иначе как по приговору суда. Поэтому любая попытка продавить такую инициативу наткнется на немедленное обжалование в Конституционном суде. Признать расселяемый дом аварийным тоже довольно сложно. Как ни смешно, но большинство пятиэтажек у нас аварийными не являются. Изъять для государственных нужд дома, которые идут под снос в кварталах реновации, тоже нельзя. Так как реновация – это не государственная нужда. Единственный выход для компании – договариваться с собственниками. Закон иных вариантов не допускает, – объясняет депутат.
Таким образом, у хрущевских собственников-переселенцев есть уникальный шанс – просить от инвесторов чего душа пожелает. Многие не знают и не пользуются. А закон им это позволяет.
Кто немножко врет?
Кто в скандале с Ивановыми прав, а кто врет, определить наверняка сложно. Однако «СПб Реновация» уже неоднократно была замечена в не самом добросовестном представлении информации. Судя по манере ведения дел, главное для компании не реальные дела, а имидж. Ради него бизнесмены готовы даже немножечко приврать. Например, в 2012 году компания обещала снести и расселить ветхие дома в Колпине (см. «Город 812» от 28.09.2015). На самом деле большинство домов, которые «СПб Реновация» записала в расселении на свой счет, давно были расселены за счет городского бюджета. Другая история. «СПб Реновация» включила в список расселяемых дом № 17 по проспекту Народного Ополчения, который за три года до того был снесен, а на его месте красовался пустырь. Бизнесмены даже не проверили столь очевидный факт.
Проблемы с расселением домов у «СПб Реновации» также возникают не в первый раз. Еще год назад в редакцию обращались жители, которых угрозами выживали из собственных квартир в хрущевках, попавших под программу реновации. Двери квартир семей, не соглашавшихся на предложенные «СПб Реновацией» условия, кто-то каждую ночь поджигал.
С самого начала реализации программы эксперты предупреждали, что составлена она сомнительно и больше напоминает аферу. Так и вышло. Но в Смольном долгих шесть лет (с 2008-го) предпочитали закрывать глаза на проблему. И лишь в 2015-м власти решили подвести итоги. К концу 2015-го программа реновации была выполнена на 2%. Стали срочно принимать меры, устраивать совещания, вести переговоры... Не помогло. Наоборот. К середине 2016-го показатель еще ухудшился: городу было передано всего 0,78% жилья от обещанного ранее. Построено только 9 домов: шесть из них сдала «СПб Реновация», три дома – компания «Воин-В».
Программа реновации свелась к уплотнительной застройке, – констатировали эксперты.
У Смольного есть очевидный выход, который по неизвестным для широкой публики причинам сегодня не обсуждается. За срыв сроков программы инвесторы вообще-то должны платить городу неустойку. Но этот вопрос на совещаниях в Смольном не поднимается. Наоборот, обсуждается возможность компенсации застройщику понесенных расходов из-за того, что на некоторых территориях невозможно найти стартовые пятна для начала строительства.
Елена Роткевич
Кстати
Когда верстался номер, из Смольного пришла сенсационная новость. На совещании у вице-губернатора Игоря Албина было принято решение внести изменения в Закон Санкт-Петербурга № 238-39 Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». Изменения предусматривают «изъятие для муниципальных нужд» квартир у собственников в кварталах реновации, если 80% дома уже расселены. Об этом давно мечтают инвесторы, которым надоело договариваться с жильцами о расселении. Если закон примут, обитателям хрущевок под угрозой изъятия жилья придется довольствоваться тем, что предложит им инвестор. Впрочем, эксперты такую инициативу считают противоречащей Конституции.