Васильевский давно уже считается "островом невезения" из-за транспортных проблем. Сначала ремонтировали Дворцовый мост, теперь – Тучков, а после чемпионата мира планируется начать реконструкцию Биржевого. Три года – с 2015 по 2017 год – будут периодически ограничивать движение по Большому проспекту ради ремонта теплосети. А теперь, вместе с запуском ЗСД, Васильевский еще и станет зоной движения транзитного транспорта.
В настоящее время центральный участок ЗСД готов на 96%. Уже сейчас по нему можно без остановки проехать от развязки с Приморским проспектом до района порта, где ведется монтаж двухъярусного моста через Морской канал. Губернатор проделал этот путь на микроавтобусе, а затем, выйдя к прессе, заявил, что в последнее время строители мало его радуют. Однако в данном случае убедился, что движение, скорее всего, будет открыто в ранее заявленный в срок – в ноябре 2016 года.
Впрочем, нужно напомнить, что первоначально концессионер – «Магистраль Северной столицы» – должен был открыть центральный участок в марте. Но затем город дал отсрочку, не воспользовавшись правом выставить штрафные санкции.
Профильные чиновники и представители «Магистрали Северной столицы» придумали грамотный сценарий поездки. Только после поездки по ЗСД, которая не может не восхитить благодаря видам на город и Неву, они подвели губернатора к стендам, посвященным перспективному развитию магистрали. Здесь были представлены проекты трех развязок: съезд с ЗСД на Васильевский в створе Шкиперского протока, съезд на Шуваловский проспект и на Новое шоссе в районе Белоострова. Ранее директор «Магистрали Северной столицы» Алексей Бнатов говорил, что концессионная компания готова возвести их за свой счет. Однако в «МСС» ждали официального предложения от Смольного.
Губернатор, послушав вице-губернатора Игоря Албина и главу смольнинского АО «ЗСД» Игоря Лукьянова, согласился, что все три съезда необходимы. Так, развязка на пересечении с Новым шоссе поможет быстрее попадать на Приморское шоссе для следования в Курортный район, на пересечении с Шуваловским – создаст дополнительную связь с Приморским районом.
Правда, в последнем случае сначала нужно построить недостающий фрагмент проспекта – Камышовой улицы до скоростной магистрали. Что касается развязки в створе Шкиперского протока, то она, как полагают в Смольном, необходима для разгрузки основного съезда на Морскую набережную, который будет открыт осенью вместе с центральным участком ЗСД.
Впрочем, еще два года назад чиновники были убеждены в ином. Предпроект съезда на Шкиперский проток был подготовлен за небольшую сумму в 400 тысяч рублей еще в 2013 году. Пусть и силами весьма неожиданного подрядчика – компании «МК20-СХ», которая специализируется на ремонте трампутей. Если бы тогда же была заказана полноценная проектно-сметная документация, то к концу 2016 года ЗСД открывали бы сразу с двумя развязками на Васильевском острове. Однако чиновники посчитали, что связывать скоростную трассу со Шкиперским протоком нецелесообразно.
Во-первых, отмечали тогда в Смольном, для пробивки улицы до платной магистрали придется сносить целый ряд капитальных объектов, в том числе – караульный дом начала XIX века, находящийся под охраной КГИОП. Во-вторых, съезд на Шкиперский проток, мол, не решит своих транспортных задач, так как автомобилисты в итоге упрутся в пробки южной части острова.
Спустя два с половиной года отношение к этой развязке изменилось. «Та развязка, которая будет создана на севере острова, не обеспечит всех его нужд, – докладывал градоначальнику директор АО "ЗСД" Лукьянов. – Кроме того, на юге есть большой потенциал развития намывных территорий». Однако проблемы с историческими объектами в районе Галерной гавани остались. Выслушав его жалобы, губернатор предложил обойти охранную зону с помощью тоннеля. «Тоннель тоже очень сложно, тут же везде застройка городская», – ответил Лукьянов.
Все три развязки «Магистраль Северной столицы» готова построить за свой счет в рамках концессионного соглашения с городом. Кроме того, инвестор может возвести недостающий отрезок Шуваловского, без которого съезд будет работать только вполовину своих возможностей. Все расчеты пока предварительные, однако, по данным «Фонтанки», речь может идти о сумме в 7 млрд рублей. Выгода «МСС» понятна: дополнительные развязки увеличат востребованность платной трассы, а значит, доходы от сборов. При этом проектно-сметную документацию, возможно, придется готовить городу за свой счет: соответствующие переговоры еще ведутся. Заказчиком будет выступать АО «ЗСД».
Важное замечание: финансовая модель концессионного соглашения будет пересмотрена. Какие именно изменения будут внесены, Игорь Лукьянов не пояснил. Сейчас основные параметры следующие: «Магистраль Северной столицы» эксплуатирует трассу и взимает плату за проезд до 2042 года. В случае, если доход составит менее 9,6 млрд рублей в год, то бюджет будет перечислять инвестору субсидию. При этом заранее определено, что сначала сборы не дотянут до этой планки, поэтому город готов заплатить до 17 млрд рублей в течение 2016 – 2019 годов.
По оценке Игоря Албина, проектирование и строительство может занять около 2 – 3 лет. «Развязки с Шуваловским и Новым мы запроектируем в следующем году. Васильевский, конечно, чуть сложнее, но тоже постараемся, – рассказал Игорь Лукьянов. – Соответственно, строительство может начаться осенью 2017 года. В таком случае Шуваловский и Новое шоссе мы можем получить в 2018-м, тогда же – часть развязки на Васильевском. А в полном объеме – в 2019-м».
Отметим, что специально для подключения к ЗСД город занимается пробивкой набережной Макарова. К чемпионату мира по футболу 2018 года север Васильевского острова будет не узнать: съехав со скоростной трассы, можно будет без остановки прокатиться по новому участку набережной Макарова, а потом повернуть на Серный мост и следовать на Петроградский остров. Однако до появления этого острова-сада придется довольствоваться более скромными возможностями: первое время с ЗСД можно будет попасть на Морскую набережную и далее – на Наличную и Уральские улицы. В связи с этим партия «Яблоко» недавно предложила Смольному сделать бесплатным съезд со скоростной магистрали на Васильевский остров – до тех пор, пока не появится полноценное продолжение набережной Макарова. Убыток инвестора оппозиционеры предложили компенсировать за счет бюджета. «Это пока всего лишь идея, которой необходимо надлежащее финансово-экономическое обоснование и понимание величины дополнительной субсидии», – прокомментировал "Фонтанке" собеседник в Смольном.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
Справка:
Северный и южный участок ЗСД полностью строились за счет бюджета и обошлись в 47 и 36 млрд рублей соответственно. Центральный возводит «Магистраль Северной столицы» – совместное предприятие ВТБ и «Газпромбанка». Он стоит около 120 млрд, из них 51 млрд – средства казны. «МСС» вкладывает 9 млрд, остальное дают банки, в том числе: «Внешэкономбанк» – 25 млрд, ВТБ – 8,5 млрд, «Газпромбанк» – 8,5 млрд.