«Фонтанка» решила проверить, сколько денег и времени придётся потратить, чтобы украсить своим безудержным креативом улицы родного города. Выяснилось — не так и много.
"Мы все же боимся идти в центр"
Представившись потенциальным заказчиком, корреспондент выяснил расценки и условия.
Оказалось, что многие из тех, кто готов взяться за вашу незаконную раскрутку, пачкая город, сразу предупреждают: «Мы делаем только спальные районы, потому что в них меньше полиции». Зачастую подобные организации работают только в районах проспекта Ветеранов, Комендантского проспекта, Пионерской. Даже над Красногвардейским районом пообещали лишь подумать.
Иные смелее — они работают и на Литейном, и на Лиговском, но в любом случае редко кто отваживается заходить близко к Невскому. «На Невском точно не делаем. На Лиговском можно, на Литейном тоже, но близко к Невскому — нет. Мои ребята просто не берутся за это», – пояснили в другой организации.
Те, кто всё-таки заходит на Невский, делают это крайне неохотно. И клиентам не рекомендуют. «На Невском не советую — сотрут. На Литейном, может, и поживет. Обращайте внимание, закрашивают ли у вас рекламу. Например, у метро точно все закрасят», – рассказали «Фонтанке» ещё в одной фирме.
Сотрудник одной из контор, работающих в центре, рассказал, что рекламный эффект начинается от 35 до 70 рисунков на район, и заказывать меньше смысла нет. Возле Литейного проспекта всё это счастье будет стоить 6800 рублей, включая разработку макета — соответственно, нанесение одного рисунка стоит само по себе 180 рублей. Закончить работы пообещали в течение двух-трех ночей. Ближе к центру один рисунок обойдется дороже, чем в спальных районах, в среднем рублей на 20-50.
Впрочем, есть те, кто не желает брать на себя ответственность за порчу асфальта. Они делают трафареты и предлагают заказчикам самостоятельно наносить надписи. Среднего размера трафарет (420х600) стоит от 500 до 900 рублей.
Гуля не найдет любовь
Чтобы окончательно разобраться с такой незаконной рекламой, есть решение: автодозвон. Благодаря этой системе размещение назойливого объявления в итоге обернется проблемами для самого заказчика и вынудит сменить телефонный номер.
Эта идея не нова, обсуждалась в Смольном с подачи «Красивого Петербурга», идею одобрил губернатор Полтавченко. Но городские власти в итоге отказались от неё, сославшись на дороговизну: комитет по информатизации и связи предварительно оценил расходы в 11 млн рублей в год.
На днях в «Красивом Петербурге» разработали и предложили городским властям программу для автодозвона, которая будет стоить бюджету всего несколько тысяч в месяц. Как пояснил «Фонтанке» основатель движения Красимир Врански, в Смольном уже отреагировали на предложение. «Нам позвонили из комитета по информатизации и связи и попросили описать, что это такое», – рассказал активист. По его словам, программу, на поддержание которой в Смольном хотели потратить 11 миллионов в год, разработчик сделал за два вечера после работы.
Столичный опыт показывает, что идея «Красивого Петербурга» должна помочь. В Москве с помощью системы автодозвона удалось очистить асфальт от объявлений, и в итоге столичный бизнес тротуарных рекламщиков практически умер.
По данным «Красивого Петербурга», стоимость оборудования и программного обеспечения в Одинцово, где такой опыт применили в 2013 году, составила не более 70 тыс. рублей, в месяц на автодозвон уходило 5 тыс. В первое время за день в базу добавляли 50-70 новых номеров, а программа звонила абонентам каждые 15 минут.
«В Одинцово программа автодозвона работала год. Через полтора месяца после её запуска проблема с незаконной рекламой решилась. Программа существовала в профилактических мерах. Все знают, что тебя блокируют, поэтому никто не наносит рекламу на асфальте и не клеит объявления. В Магнитогорске таким же образом решили эту проблему. Способ показал свою эффективность», – рассказал Красимир Врански.
Но пока что с объявлениями на тротуарах сражаются активисты-одиночки. И пресловутая «народная борьба» приносит, к сожалению, не только позитивные плоды. Вечером 10 августа на Невском проспекте неизвестный гражданин выстрелил из травматического пистолета в активиста «Красивого Петербурга» Вадима Линина, который пытался закрасить рекламное объявление на асфальте.
Есть и другие способы: например, указанный в объявлении номер могут разместить в интернете под заголовком «Отдам даром холодильник» или «Индивидуалка Анжелика дешево» – зависит от фантазии гражданина.
«Подвижки есть. За последние 2-3 года ведется нещадная борьба со стороны общественников и обычных граждан, которым все это надоело. Они сами срывают, закрашивают и очищают, и реклама сводится на нет», – отметил Красимир Врански.
Но число организаций, предлагающих такие услуги, растет. Если в прошлом году их было 25, то сейчас, по подсчетам общественников, – более 30.
Александр Пелевин