Часть экспозиции петербуржцам уже знакома. В 2014-2015-м годах в «Ленэкспо» прошли мультимедийные выставки «Романовы» и «Рюриковичи». Посетителям демонстрировали «примеры святости, жертвенной любви к Родине и горькие уроки отступничества и предательства», – описывали последнюю сами организаторы, а также показывали непреложную связь истории церкви с развитием государства.
Выставки вызвали небывалый ажиотаж — ежедневно их посещали тысячи горожан, выстраивались очереди, отчитывались организаторы. Для демонстрации истории они призвали в помощь всевозможные технологические гаджеты и цифровые технологии. Исторические фигуры оживали в 3D. Карты интерактивно подстраивались под нужный период. Несчетные экраны интерактивных столов и планшетов предлагали викторины, развертывали схемы сражений и показывали анимированные ролики. В финале «Романовых» посетителей ждал рассказ о жизни Сергия Радонежского, спроецированный на 20-метровый купол.
Историки приняли мероприятия благосклонно. Шум наделала следующая выставка, так и не добравшаяся до Петербурга, – «От великих потрясений к великой Победе», о событиях 1914-1945 годов. Критики упрекнули церковь в манипуляциях с подбором материалов о Сталине. И обнаружили чужую цитату, приписанную архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому): «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину». В итоге организаторы принесли извинения и сняли изречение.
Нашумевшую в столице экспозицию также представят в новом петербургском павильоне. Как и новую, еще не презентованную публике выставку «Новое время» – о жизни страны до 2000 года. Кроме того, в городе на Неве может появиться локальная экспозиция, посвященная истории Петербурга, рассказали «Фонтанке» в Фонде гуманитарных проектов. Он готовил проект вместе с Патриаршим советом по культуре.
В Москве исторические выставки уже работают круглогодично. В конце прошлого года столичное правительство реконструировало для них павильон ВДНХ. Как пояснил мэр Москвы Сергей Собянин: «Когда президент Владимир Владимирович Путин посетил Манеж и посмотрел эти уникальные выставки, он дал поручение найти им постоянное место, чтобы у них был свой дом, свое развитие».
Идея оказалась такой востребованной, что правительство решило распространить ее и на десяток региональных центров – от Махачкалы до Новосибирска. «В Москве экспозиции занимают около 30 тысяч кв. м. В регионах сложно найти такие масштабные площади. Поэтому экспозиции будут представлены в уменьшенном виде, но урезать их не будут», – говорят в фонде.
В Петербурге за создание нового павильона взялись активно. В июле правительство утвердило состав рабочей группы, которая будет заниматься проектом. Его курирует вице-губернатор Владимир Кириллов, а первые встречи должны состояться уже в августе, рассказывает собеседник в Смольном.
Предварительное место для нового комплекса также уже подобрано. Это примерно 3 га рядом с СКК, на углу Бассейной улицы и проспекта Юрия Гагарина. Участок уже 5 лет окружен синим забором, на нем начинали строить легкоатлетический манеж, но на этапе забивки свай деньги закончились. Два года назад землю решили передать для нового Музея блокады, однако и на него средств пока не нашлось.
Теперь на участке к концу 2017 года должен открыться новый исторический парк площадью около 14 тыс. кв. м. Это свободная земля, без обременений КГИОП, на которой можно возвести нужные площади, объясняют выбор чиновники.
Других подробностей пока мало. В Москве площади павильона ВДНХ были переданы во временное пользование Фонду гуманитарных проектов, экспертный совет которого курирует архимандрит Тихон. В бюджет фонда стекаются сборы за входные билеты — 500 рублей за одну экспозицию. Однако о финансовых успехах в нем пока не распространяются. О своих тратах говорят, указывая на масштабные уставные цели. Это развитие гуманитарных наук и содействие становлению отечественных научных сообществ.
За спиной фонда – масштабная поддержка от администрации президента и Московской патриархии до Российского военно-исторического общества. Но несмотря на это, источник средств для строительства петербургского парка — пока загадка. Федеральные вливания вряд ли возможны. Остается искать спонсоров, сетуют в Смольном. В Москве им стал «Норильский никель». В Петербурге, по данным «Фонтанки», средства может выделить «Газпром». В 2015 году компания уже спонсировала проведение выставки «Рюриковичи» в «Ленэкспо», выделив более 40 млн рублей.
Если спонсоры найдутся, в Смольном рассчитывают создать компанию – оператора парка, способную координировать будущее строительство и финансовые потоки. На должность ее директора прочат Сергея Важенина, ранее руководившего реконструкцией цирка на Фонтанке. Он подтвердил это в беседе с нашим изданием. Как будет организована работа парка, еще не решено, скорее всего, схема будет значительно отличаться от московской, рассказал он.
Проект РПЦ может быть востребованным среди горожан, говорят эксперты. Серьезных ошибок или искажения фактов на выставках, побывавших в городе, они не увидели. Максимум — ведут речь о смещении акцентов.
Исторические экспозиции, созданные под контролем РПЦ, отражают официально принятую трактовку истории в ключе патриотизма, говорит историк и обозреватель журнала «Город 812» Глеб Сташков. В главную заслугу царя Ивана III авторы экспозиции возвели победу над ересью жидовствующих, а не окончание зависимости от татаро-монгольского ига, приводит пример Сташков.
Видение РПЦ правительство страны поддерживает официально. В июле Минобрнауки рекомендовало посещать парк университетским сотрудникам — для внеучебной работы обучающихся и переподготовки учителей истории.
Ошибки на выставках были, но мелкие и неизбежные при подготовке такого обширного материала, согласна доцент Санкт-Петербургского государственного университета Надежда Милютенко. Хотя вопросы к отбору фактов мероприятие у нее оставило. «Не хватает средневековых связей с Западом, с Востоком. Они были очень серьезные не только у Новгорода. Не было показано связей с Арабским халифатом. Русь с VIII века и до первой четверти XI жила, в основном, на работорговле. Это вспоминать неполиткорректно, но, с другой стороны, из песни слова не выкинешь», – говорит Надежда Милютенко.
Историк сомневается в необходимости строить масштабный выставочный центр исключительно для цифровых инсталляций. В городе, где есть Русский музей и Эрмитаж, это странно. «Я убеждена, что такого рода выставки должны быть прежде всего в Интернете. Они должны быть доступны для всей страны, за рубежом, – поясняет Надежда Милютенко. – А у нас студентов и школьников можно водить куда угодно».
«Смысл выставки в том, чтобы с вами говорили современники эпохи, а не в том, чтобы слушать лекцию», – добавляет Милютенко. И предлагает наполнить исторический парк артефактами и музейными экспонатами.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Справка:
Учредителем фонда гуманитарных проектов, по данным базы СПАРК, является Иван Есин. Он же является совладельцем астраханской «Дисплаир компани». Это российская фирма, в 2010-м придумавшая безэкранный дисплей. На поток пара проецируется объемное изображение, с которым можно взаимодействовать — покрутить его в воздухе или потрогать.
В 2012-м DisplAir привлек инвестиции венчурных фондов, но к 2014-му деньги закончились — средства ушли на открытие новых офисов в США и Москве и зарплаты новых сотрудников. Изобретатель и основатель компании Максим Каманин заявил о сокращении компании. По совпадению, именно в это время, в 2013-2014-м годах, начали набирать популярность выставки проекта «Россия - Моя история». Впрочем, в фонде «Фонтанку» заверили, что не используют оборудование фирмы DisplAir.