Раньше «Исаакиевский собор» называл себя «музеем четырех соборов» – в него, помимо заглавного, входили Спас на Крови, Смольный и Сампсониевский соборы. Смольный был передан церкви в конце января, теперь пришла пора Сампсониевского. Взамен музей получил роскошное здание на Большой Морской, 40. Однако концепция будущей экспозиции пока не готова: как выяснила «Фонтанка», речь идет о создании с нуля музея петровского времени.
Судьба Сампсониевского собора решена окончательно: директор ГМП Николай Буров сообщил корреспонденту «Фонтанки», что его учреждение уже готово к передаче и освободит здание за один-два дня, как только Министерство культуры подпишет документ, разрешающий передачу в ведение епархии хранящейся там музейной коллекции из 141 предмета, которая находится на балансе государственного музейного фонда.
«Это в том числе те самые иконы, исторический иконостас, которые музей за 30 лет своей ответственности восстановил за собственные средства», – пояснил Буров. При этом уточнил, что договор составлен таким образом, что музей должен будет и впредь контролировать состояние предметов.
Некоторые экспонаты музей сможет забрать из собора для создания новой экспозиции — их также порядка сотни: это все, что размещено в витринах – медали, книжные издания, исторические фотографии. Впрочем, для создания полноценного самостоятельного музея в отдельно стоящем здании этого явно недостаточно.
Получая здание на Большой Морской, музей отдает городу другие помещения, которые он занимал в различных частях города.
«Я перевожу туда все конторы, которые расположены на Галерной улице и в переулке Гривцова: это школьный отдел, отдел работы с инвалидами, отдел учета и хранения, это наши дизайнеры и фотографы, это часть технических служб, это сотрудники, которых я хочу вывести из подвалов Исаакиевского собора — они до сих пор сидят в каморках без окон, что уже неприлично: мы не в блокаде».
Но площадь здания Первого российского страхового общества, по словам Николая Бурова, составляет 3400 метров (для сравнения, Сампсониевский собор занимал 736 метров, плюс еще 9 метров — часовня и еще 58 — колокольня). Раньше роскошный четырехэтажный особняк на Большой Морской, построенный в 1899 году по проекту архитектора Леонтия Бенуа и облицованный отполированным розово-красным гранитом и радомским песчаником, занимал Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж (осенью 2009 года учебное заведение уехало на Рижский проспект).
30 июня КИО согласовал передачу здания ГМП «Исаакиевский собор», а в первых числах августа завершился процесс регистрации нового арендатора. Теперь предстоит провести ремонт. Впрочем, он обещает быть не слишком сложным: по словам Николая Бурова, порядка ста лет назад здесь уже проводились работы с заменой перекрытий на металлические. Так что расходы по приведению помещений в надлежащий вид музей рассчитывает взять на себя. Общий объем вложений пока неизвестен.
«На проектирование я намерен выделить 30-35 миллионов рублей, – прокомментировал директор музея. – Обычно люди грамотные умножают потом сумму на 10 и получается стоимость приведения проекта в жизнь. Но это лишь деньги, необходимые для приведения в порядок физического состояния здания. Далее понадобятся средства на оборудование, освещение, звук и так далее — об этих расходах я пока даже не думаю».
В стадии обсуждения находится и концепция будущего музея, который директор рассчитывает открыть через 2,5 — 3 года аж на трех этажах нового здания (всего в нем, по информации «Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости», шесть этажей — включая мансарду и подвал): так как экспозиция в Сампсониевском была посвящена победе Петра I в Полтавской битве в 1709 году, именно фигура Петра будет центральной в новом музее. Но сюжет будет взят более широко: Петербург петровского времени в целом, то есть с 1703 по 1725 год. А может быть, и не только Петербург.
«Петр I – это более 30 городов, основанных за короткое время в России. Петр I – это его путешествия, в том числе и заграничные, которые побудили его обратить взор к Европе и прорубить окно в Европу. Петр I – это серьезные военные деяния, которые были победными и позволили навсегда прекратить торг насчет того места, где нынче расположен Петербург», – развивает мысль Николай Буров.
Однако приобретение новых экспонатов в планах пока не значится. Вместо этого директор намерен открыть на Большой Морской межмузейный проект, к которому хочет привлечь СПбГУ, Центральный военно-морской и Артиллерийский музеи. По его словам, в них хранится достаточно много экспонатов, которые не выставляются — показать их на своей площадке было бы решением проблемы.
Буров признает, что доходным новый музей не станет: первые два года он рассчитывает финансировать его за счет других подведомственных ему объектов, а затем надеется сделать безубыточным. Но будет ли на самом деле интересно горожанам и туристам приходить в отдельно созданный музей петровского времени, когда в городе сохранились реальные здания, связанные с этой фигурой, – домик Петра I, летний дворец Петра I, зимний дворец Петра I, а по соседству на Малой Морской уже работает музей-макет «Петровская акватория»?
Впрочем, щедрость городских властей при выделении помещений под новый музей отчасти объяснима законодательно: как «Фонтанке» пояснили в комитете имущественных отношений, согласно Федеральному закону №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», организации, в чьем оперативном управлении находится передаваемое имущество, имеют право получить взамен «равноценные здания, помещения, обеспечивающие уставные виды их деятельности» (если помещения необходимы для ведения этой деятельности — в данном случае это определяет сам музей в сотрудничестве с комитетом по культуре). При этом в КИО уточняют, что речь идет не о буквальной равноценности в плане метража — а в целом о качествах, обеспечивающих эффективность использования здания (в частности, учитывается местоположение).
Одновременно с Большой Морской, 40, ГМП «Исаакиевский собор» получил в управление помещения на Думской улице, ранее занимаемые Сбербанком, — взамен Смольного собора. Это еще 3900 квадратных метров, в еще худшем состоянии (за исключением только что отремонтированного концертного Александровского зала). Ранее было озвучено, что ремонтно-реставрационные работы на Думской обойдутся примерно в 500 миллионов рублей — эти работы «Исаакиевский собор» рассчитывает провести за счет городского бюджета. Процесс регистрации этих помещений за музеем пока не завершен.
Будущее этого места директор музея видит как круглосуточную общественную площадку и концертный зал, который станет «домом» для бывшего Хора Смольного собора — ныне концертного хора Санкт-Петербурга. Впрочем, реализация этой идеи может затянуться более чем на три запланированных года: слишком уж дорого обходится городу передача зданий РПЦ.
Алина Циопа, "Фонтанка.ру"