Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 июля 2016 12:06      741

В Смольном бога побоялись

Общественность не на шутку возбудила идея поставить в Петербурге 80-метровую статую Иисуса Христа, которую нашему городу якобы хочет подарить Зураб Церетели. О таких планах две недели назад, со ссылкой на свои источники, сообщил «Город 812». Впоследствии эту информацию подтвердили в КГА. Не меньше общественности возбудился и Смольный, занявший в этом вопросе настолько двусмысленную позицию, что ее невозможно даже толком сформулировать. Тем временем регионы родины один за другим стали заявлять о своем желании поставить статую, если мы от нее откажемся.

Напомним, «Город 812» писал о том, что Зураб Церетели предложил Смольному поставить статую Христа (33 метра высота самой статуи, 47 метров – пьедестал), которую он уже давно отлил и пытался подарить Сочи к Олимпиаде, но там отказались. Позднее КГА подтвердил, что существует поручение найти место для статуи, что не так-то легко: для памятника высотой примерно с Исаакиевский собор (80 метров против 101) нужно подходящее пространство. К тому же новая редакция ПЗЗ ограничивает высоту застройки по всему городу 40 метрами.


После этого начались комментарии. По большей части, разумеется, негативные. Даже со стороны РПЦ: известный своей публичной активностью и близостью к митрополиту Варсонофию протоиерей Александр Пелин призвал «ни в коем случае» не ставить эту статую, так как она нанесет урон архитектурному облику города и противоречит православной традиции. Подчеркнув, правда, что выражает личную точку зрения.


Православие действительно осторожно смотрит на статуи святых (см. справку), хотя последнее время всеобщая мода на памятники захлестнула и РПЦ. Буквально неделю назад патриарх Кирилл освящал на Валааме статую Богородицы.


Проблема статуи не только в размерах и некоторой одиозности автора, но и в том, что ее художественная ценность абсолютно нулевая: она повторяет известную гигантскую статую Христа в Рио-де-Жанейро и Лиссабоне, построенную в 30-х годах прошлого века, которую до нас уже копировали в Португалии, Польше, Вьетнаме и Боливии.


Сам Церетели высказался в том духе, что он будет рад, если статую поставят в Петербурге, но сам на этом не настаивает: желающих много. Желающие действительно стали находиться: в Москве, Новосибирске, а гла

ва Ленобласти Александр Дрозденко уже даже предложил конкретные места на своей территории.


Потом к дискуссии подключилась пресс-служба губернатора, разослав свое «разъяснение»: информация, распространенная со ссылкой на пресс-секретаря КГА, о том, что «губернатором дано поручение» подыскать место для установки статуи, не соответствует действительности. Однако, говорилось далее, обращение об установке памятника действительно поступило, и вице-губернатор Игорь Албин действительно поручил поискать подходящий участок. Рядом с центром таких мест пока не нашлось, но они могут быть найдены «ближе к административным границам Петербурга». Никакого окончательного решения по этому вопросу нет. В заключение пресс-служба губернатора пообещала «провести проверку в отношении должностных лиц, превысивших предоставленные им полномочия по распространению информации».


Как следует после всего этого понимать позицию Смольного и почему же статуя, которая уже несколько лет пылится на складе, вдруг вызвала такой ажиотаж?


Историю со статуей следует рассматривать в контексте истории с мостом Кадырова, считает один из собеседников «Города 812» из культурно-административной сферы. В России стремительно схлопываются пространства, в которых уважаемые люди могут резвиться: в экономике денег нет, в медиа опасно, в политике – тем более, и культура становится единственной пригодной для этого площадкой. Поэтому вся энергия канализируется туда. Вернее, сюда, так как Петербург гораздо привлекательнее в этом смысле, чем любой другой город, за исключение Москвы. Но в Москве уже все занято.


Другие предполагают, что все это – рекламная  кампания, организованная Церетели. Которому надоело, что Христос пылится у него на складе, и он решил его пристроить. Лучше, конечно, в Петербург, но если нет – то куда-нибудь еще.
Смольный же сначала вписался в эту историю, а потом, когда понял, что дело пахнет большим скандалом, решил потихоньку спустить все на тормоза.


Антон Мухин

Справка

Создание объемных фигур святых, и тем более Иисуса, противоречит православной традиции. В России таких статуй не было вплоть до петровского времени. Единственным исключением являются пермские деревянные фигуры XVII–XIX веков, к которым высшее церковное начальство относилось весьма скептически, справедливо видя в них языческие отголоски.


Эту традицию сломал Петр I, позаимствовав статуи у католиков. Но широкого распространения скульптуры внутри храмов все равно не получили и заменить собой иконы, конечно, не смогли. В интерьерах все фактически свелось к резным ангелочкам на барочных алтарях. Впрочем, и там, и в экстерьерах это элемент декора, а не предмет поклонения.


Неприятие скульптур как религиозных объектов – не просто традиция, но и один из водоразделов между православием и католичеством. У одних скульптуры, у других иконы.


Христос остановился в Колтушах


Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что готов поставить Христа Церетели на своей территории. Как объясняет – все ради туристов.


Дрозденко спокойно относится к возможным протестам по поводу неканоничности творения Церетели с точки зрения православия: «Иисус – он один».  Считает, что памятник должен быть виден из Петербурга, но находиться вне его границ, чтобы не вторгаться в исторический ансамбль. Были просмотрены 7 вариантов, и выбрали два. Первый  –  Колтушские высоты. Полгода назад эта территория стала заказником, чтобы ограничить жилую застройку. Там требуется современная культурная доминанта – интересное место, чтобы развивать там рекреационную зону для жителей Всеволожского района и туристов.  


Второй вариант – Невский лесопарк. Он тоже требует увеличения привлекательности. Важно, чтобы туристы, приезжающие в Петербург, имели возможность за сравнительно короткое время добраться до памятника. Монумент должен быть виден гостям Петербурга и области, прибывающим самолетом или поездом.


Что касается затрат, то Церетели  дарит сам монумент, надо найти средства на фундамент и постамент. Дрозденко считает, что найдутся ответственные бизнесмены, ведущие  массовое жилищное строительство в Ленинградской области, которые проспонсируют это дело.
Предложения о месте установки статуи Иисуса Христа в Ленобласти направлены Зурабу  Церетели.
В.Ш.
 

Источник: "Город 812"