Недавно «Метрострой» заявил, что строительство тоннеля к станции «Новокрестовская» находится под угрозой. Кроме сложных геологических условий этому мешают, в частности, трудности с вывозом грунтов: новые требования к максимальной загрузке грузовиков заставляют их ходить полузагруженными.
Это проблема не только «Метростроя». Принятие федерального закона № 248 от 13.07.2015 стало основой для роста штрафов за «перегруз» для перевозчиков и распространения ответственности на грузоотправителей. Одновременно ужесточился контроль за соответствием фактической загрузки требованиям постановления правительства РФ № 272 (оно и ввело ограничения на грузоподъемность и нагрузку на ось).
В конце прошлого года петербургская консалтинговая фирма «Решение» пыталась найти инженерное и экономическое обоснование законодательно введенных ограничений. И не нашла его. Тогда специалисты компании попытались самостоятельно произвести необходимые расчеты. В результате исследователи пришли к выводу, что ужесточение регулирования нагрузки даст результаты, противоположные поставленным целям.
Декларируемая цель ограничений – снизить износ дорог и уменьшить расходы на их ремонт. Результат полностью противоположный – износ дорожных одежд увеличился, а расходы на ремонт дорог возрастут. «Получилось, – говорит исполнительный директор фирмы «Решение» Владимир Сократилин, – что в результате введения действия этих ограничений износ дорог на самом деле возрастает (из-за роста трафика), а расходы на ремонт дорог не уменьшаются, а растут (из-за увеличения стоимости подвоза стройматериалов)».
Расчеты показывают, что неполная загрузка грузовиков приводит к увеличению количества поездок, необходимых для перевозки тех же объемов строительных материалов более чем в два раза. Во столько же раз возрастает и количество возвращающихся пустых автомобилей. Воздействие на дороги, связанное с таким увеличением трафика, оказывается даже более разрушительным, чем воздействие полностью загруженных автомобилей.
Кроме этого, уменьшение загрузки грузовиков при транспортировке строительных грузов создало предпосылки для увеличения транспортной составляющей в конечной стоимости строительных материалов. Исследователи подсчитали, что в результате введенных ограничений строительство 1 километра четырехполосной дороги с 15-сантиметровым слоем асфальтобетонного покрытия, 30-сантиметровым слоем щебеночно-песчаной смеси и 1 метра песка подорожает на 5,2 млн рублей.
Плюс принятый закон приводит к увеличению плотности городского движения и дополнительной нагрузке на экологию города.
«Мы оформили эти расчеты в виде отчета и разослали его всем-всем-всем. Результата – никакого. Сегодня наши власти не успевают построить метро, но гоняют незагруженные грузовики, разрушая дороги и увеличивая стоимость строительства. Это к вопросу о качестве государственного управления. Просто парадокс какой-то!» – говорит Владимир Сократилин.
С.Б.