Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 25 апреля 2016 14:01      621

По заливу аки посуху

Финский залив восточнее линии Молодежная – Бронка, крайних западных точек Петербурга, должен войти в границы города. В этом случае площадь Северной столицы увеличится на четверть – с 1,5 до 2 тысяч квадратных километров. Такое радикальное предложение содержится в инициативной разработке профессора СПбГАСУ Сергея Митягина.


Петербург уже прирастал водой. По действующему Генеральному плану Петербурга общая площадь новых территорий, образованных на землях водного фонда, должна составить 1 тыс. гектаров. Они появились (но еще не до конца намыты) за счет образования новых территорий западнее Васильевского острова и в районе муниципальных образований Горская – Тарховка (т.н. Сестрорецкий намыв). Решения о переводе территории водного фонда в земли поселений и собственность Петербурга принимались постановлениями правительства РФ.


В этот раз предложения куда более масштабные. Но как объяснил «Городу 812» Сергей Митягин, это не заказ девелоперов, мечтающих засыпать и застроить залив, а инициатива Минэкономразвития. И логика у нее другая.


Три года назад Минэкономразвития привлекло НИИПГрадостроительства к работе по программе «Мировой океан» – надо было подготовить предложения о законодательном определении морского пространственного планирования. Сейчас земли водного фонда, в том числе внутренних морских вод и территориального моря РФ, являются федеральной собственностью. Из-за  этого сложно формировать расположенные в воде имущественные комплексы (они должны иметь пространственные границы и находиться в заданных функциональных зонах). Это важно прежде всего для нефтяных и газовых платформ, транспортных и производственных объектов на морском шельфе.  


Дополнительные проблемы состоят в том, что линия уреза воды постоянно изменяется, трансформируя очертания берегов Финского залива: где-то она отступает в море, образуя отмели и пляжи (так происходит в восточной части Финского залива в районе Комарово – Сестрорецк), а где-то, наоборот, море наступает на сушу, разрушая или затопляя ее (например, южный берег Финского залива вблизи Красной горки).


Практика хозяйственного водопользования привела к мысли, что нужен закон о морском пространственном планировании. Он виделся аналогом Градостроительного кодекса или должен был входить в него. В итоге Минэкономразвития получило концепцию отдельного закона, а дальше тема развивалась в двух направлениях.


С одной стороны, к продвижению закона подключился Совет Федерации (в итоге он должен быть направлен  в Госдуму в качестве официального документа, вносимого от имени Правительства РФ).


С другой – в развитии логики будущего закона о морском пространственном планировании появились предложения, по которым Петербургу отойдет восточная часть Финского залива.


Если восточная часть залива станет территорией Санкт-Петербурга, то, как говорит Сергей Митягин, это позволит городу без долгих согласований с федеральными органами, ведающими водными ресурсами, определять функциональные зоны и формировать участки под строительство инженерных сетей, объектов берегоукрепления в составе курортов, причальных конструкций, под развитие водного туризма и т.д., а также совершенствовать структуру налогообложения хозяйствующих субъектов на землях водного фонда в границах города.


Если закон будет принят раньше, чем закончится работа над новым Генпланом Петербурга, то акваторию восточной части Финского залива можно включить в его утверждаемую часть. Если закон запоздает – то только в обосновывающий (т.е. необязательный к исполнению) раздел.

Вадим Шувалов


Опасения

Не застроят ли девелоперы Финский залив, если он перейдет под юрисдикцию Петербурга?

Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ:
– Негосударственный девелоперский бизнес сейчас не в том состоянии, чтобы поддаваться на подобные провокации. А государственному все равно, где отмывать бюджетные деньги: в границах Петербурга или на шельфе Российской Федерации. Зато для города важно сосредоточить все процедуры управления береговой зоной – планирования, выдачи разрешений, контроля за реализацией компенсационных мер и пр. – в своих руках.
Кстати, Е.С. Чугуевская, директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития, считает, что никаких юридических препятствий для включения Маркизовой лужи в границы Петербурга нет.

Кстати

Тема использования восточной части Финского залива для строительства в интересах города не нова. Еще в 1970-е годы в Ленпроекте (нынешний ЛенНИИпроект) в инициативном порядке рассматривались разные концепции градостроительного освоения водной поверхности. Максимальный вариант состоял в формировании системы польдеров или островов, которые делили бы залив на рукава, фактически удлиняя Невскую дельту. Другой вариант предлагал устроить небольшие острова разного назначения (от жилья до портов) вдоль Морского канала от Ленинграда до Кронштадта. Он получил неофициальное название «Возбужденный Петербург».

 

 

Источник: "Город 812"