Хотя городские власти и говорили, что Конюшенное ведомство отдадут под крыло Музея истории города, однако окончательно вопрос, как выяснил «Город 812», не решен. И как будет решен – неизвестно.
Будущее Конюшенного ведомства не прояснилось после заявления вице-губернатора Игоря Албина, сделанного им на Совете по культурному наследию. Он сообщил, что концепцию дальнейшего использования этого памятника будут готовить Музей истории Петербурга и Комитет по культуре. И летом она будет вынесена на совет.
Слышавшие это заявление подумали, что Конюшенное ведомство теперь уж точно отдают музею. Разговоры об этом ходили с прошлой осени, когда стало известно, что будет расторгнут инвестиционный договор с братьями Зингаревичами о превращении здания в апарт-отель.
Однако в комментарии для «Города 812» директор Музея истории Петербурга Александр Колякин сообщил, что никаких решений о передаче музею Конюшенного ведомства, оформленных на бумаге, у него нет. Если будет такое решение с определением полномочий и подтверждением бюджета (стоимость самых первоочередных противоаварийных и консервационных работ оценивается в 1 млрд руб.), тогда можно обсуждать концепцию на общественных площадках. Прежде всего с участием Союза музеев России. Впрочем, некоторые эскизы концепции в Музее истории города сделаны.
В аппарате вице-губернатора Игоря Албина нам сообщили, что процесс расторжения договора аренды Конюшенного ведомства, заключенного с компанией братьев Зингаревичей, еще не завершен. Но все понимают, что это необходимо сделать как можно быстрее.
Александр Воронко, первый заместитель председателя Комитета по культуре Смольного, подтвердил нам, что концепция приспособления Конюшенного ведомства находится в работе. Предварительно памятник отдают Музею историю Петербурга, но это не окончательное решение.
Эту осторожность можно объяснить информацией из разных источников, что свои инициативы по использованию Конюшенного ведомства Смольному представили РПЦ и Русский музей. Напомним, что церкви принадлежит входящий в комплекс Конюшенного ведомства храм Спаса на Конюшенной. Русский музей, владеющий 4 дворцами в центре Петербурга, долго заявлял, что этого вполне достаточно. Но представления о площадях, необходимых любому музею для работы, меняются.
По мнению архитектора Владимира Линова, новое использование площадей в Конюшенном ведомстве может быть распределено примерно так. Музей – в конюшнях, выходящих на Мойку, и в западном дворовом флигеле. Отель – в восточной части здания, выходящей на канал Грибоедова, и юго-восточной части с видом на Конюшенную площадь, а также в восточном дворовом флигеле. Наконец, торговля – в западной части здания и юго-западной с видом на площадь. Тогда распределения площадей, соответственно, 40:40:20.
Депутат ЗакСа Борис Вишневский считает, что не надо отдавать Конюшенное ведомство Музею истории Петербурга. Требуется тщательная оценка многих вариантов и предложений. Депутат предлагает привлечь к их разработке Совет по культурному наследию. Что касается средств на реставрацию, то, по мнению Вишневского, они должны быть только бюджетными, их можно найти в процессе корректировки (в мае или в сентябре) городского бюджета на 2016 год. С таким расчетом, чтобы успеть провести самые необходимые работы в этом году.
Вадим Шувалов
Комментарий
Александр Марголис, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве СПб:
– Наша общественная организация настаивала и будет настаивать на публичном обсуждении будущего Конюшенного ведомства. Этот объект культурного наследия слишком важен, чтобы его судьбу решали за закрытыми дверями, будь-то Комитет по культуре, Музей истории Петербурга или кто-то еще.
Что касается предложения депутата Бориса Вишневского поручить Совету по культурному наследию разработку концепции дальнейшего использования Конюшенного ведомства, то возможна следующая схема. Создается рабочая группа. В нее войдут директора музеев – члены совета, которые могут привлечь существующие у них проектные команды. Кроме того, подключаются другие представители музейного сообщества: назову директора Музея политической истории России Евгения Артемова, который недавно успешно реконструировал этот музей. Третьим звеном станут архитекторы, которые проектируют и приспосабливают существующие музейные здания, здесь выбор огромен. Комитет по культуре мог бы взять на себя роль координатора, который увяжет предложения рабочей группы с городской властью – юристами, финансистами, экономистами.
Главное – тщательно подобрать функцию (или функции) Конюшенного ведомства, не изуродовать памятник под предлогом экономической целесообразности.