Северо-Западное управление Минкульта начало настоящую информационную войну против городского Комитета по охране памятников (КГИОП), обнародовав пространный список обнаруженных в его деятельности нарушений. Случилось это вскоре после того, как Комитет заявил, что признает памятником Блокадную подстанцию на Фонтанке. Впрочем, знающие люди уверяют, что это совпадение, и искать подоплеку событий надо совсем в другой стороне.
На неделе Управление Минкульта по СЗФО опубликовало сообщение, что по итогам проведенной в феврале-марте проверки выявлены нарушения со стороны КГИОПа при реставрации Казанского собора, при согласовании работ в парке Александрино и по длинному списку других объектов. За день до этого управление сообщило, что КГИОП по его требованию отозвал согласование проекта реконструкции Гостиного Двора. До этого, в январе, Минкульт уже критиковал этот проект.
КГИОП в долгу не остался и распространил пресс-релиз, в котором сообщалось: согласование по Гостиному Двору не отозвано, а что касается всего остального, то комитет «считает некорректным распространение Управлением Минкультуры официального сообщения о выводах очередной внеплановой проверки до предоставления возможности ознакомления комитетом с актом и истечения установленных сроков его обжалования». И вообще, КГИОП будет жаловаться в министерство на «внезапно активизировавшуюся медийную активность сотрудников территориального управления».
Текущая проверка – уже вторая, а первая прошла в декабре и была посвящена в основном Гостиному Двору (хотя обнаружились и другие нарушения). Этим, однако, дело не ограничивается: с конца прошлого года в федеральном эфире канала «Россия» показывают целый сериал спецрепортажей о том, как плохо работает КГИОП. Вышло уже три серии, называются «Про уродов и людей» с соответствующими номерами.
Хронологически эта история совпадает по времени с двумя событиями в культурной жизни: громким коррупционным скандалом в самом Минкульте и для многих ставшем сенсационным решением Совета по наследию признать Блокадную подстанцию памятником. Строго говоря, совет уже принимал такое решение ровно 2 года назад, но с тех пор КГИОП все никак не хотел издавать соответствующее распоряжение и постоянно придирался к экспертизе, обосновывающей ценность подстанции. Но уж это решение совета, как заявляют чиновники, является окончательным и теперь подстанция таки станет памятником.
Впрочем, источники в среде градозащитников уверены, что за активностью Управления Минкульта не стоит усматривать руку инвестора подстанции – Группы ЛСР.
«Всю дорогу глава КГИОПа Сергей Макаров более или менее очевидно поддерживал ЛСР, – считает один из них. – политика Смольного в отношении подстанции поменялась только под конец, когда к делу подключился Игорь Албин. Думаю, такой важный для города результат – заслуга в том числе этого вице-губернатора».
В самом КГИОПе неофициально уверяют, что причина всего происходящего – личный конфликт между Сергеем Макаровым и главой Управления Минкульта Сергеем Булавским. При прежнем руководителе, Нине Поддубной, ничего такого не было, указывают там.
Другие эксперты предлагают смотреть выше. «Само по себе, без приказа из Москвы, Управление Минкультуры войной на КГИОП пойти не может, – считает один из наблюдателей. – Всё, что происходит, делается по инициативе руководства министерства. В начале прошлого года в силу вступили поправки в федеральный закон “Об объектах культурного наследия народов России”. Этими поправками, которые написало само министерство, в том числе устанавливался полный запрет на строительство на территории памятников, изменение их габаритов и т.д. Против этого категорически возражал глава КГИОП Макаров. Он писал в Совет Федерации Матвиенко, через Полтавченко обращался к президенту, сам публично поправки ругал. Его лоббистские усилия ни к чему не привели, но Министерству культуры здорово досталось из-за этих выступлений Макарова. Одно дело, когда закон ругает кто-то со стороны, и другое – когда возмущаются те, кто должен его исполнять. Значит, вертикаль власти не отстроена. И вот министерство нанесло такой отложенный во времени удар – сами проверки, спецрепортажи на канале “Россия” и, наконец, публикация их результатов».
Это, впрочем, не единственная версия, объясняющая природу конфликта. Как известно, внутри Гостиного Двора идет конфликт между основными акционерами – гостинодворцами советской закалки, владеющими основным пакетом, и девелопером Fort Group, имеющим 10% акций. Последние предлагают реконструировать Гостиный Двор, и по их заказу архитектурная мастерская Евгения Герасимова нарисовала соответствующий проект. Чтобы не дать врагам захватить инициативу, АО «Большой Гостиный Двор» заказало свой проект реконструкции студии Никиты Явейна. КГИОП этот проект одобрил, то есть де-факто поддержал одну из сторон конфликта, а Минкульт, потребовавший отменить это решение, фактически поддержал другую.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Только один: независимо от того, кто в ней прав, а кто не очень, конфликты между контролирующими органами идут всем остальным только на пользу. Поскольку разозленный Минкульт может заставить КГИОП сделать то, о чем его долго и безуспешно просят градозащитники.
Антон Мухин