Новую концепцию КГИОП рассмотрел 11 марта вместе с несколькими членами Совета по сохранению культурного наследия. Вердикт — рекомендовано к дальнейшей разработке. Площади здания XVIII века предложено увеличить почти в 2 раза, надстроив его до семи этажей. А в главном дворе — создать подземный этаж.
Здание на Фонтанке, 23, было предоставлено инвестору ООО «Фонтанка отель» еще в 2007 году. Но за 9 лет работы не заходят дальше чертежей. Сначал здание планировали снести, сохранив часть лицевого фасада. Однако проект остановили соседи. По заказу местной жительницы Людмилы Зверевой была проведена историко-культурная экспертиза, которая признала дом региональным памятником.
Теперь за проектирование взялась «Студия 44» Никиты Явейна. А параллельно сменились и собственники инвестора. С 2015 года, по данным базы «Спарк», кипрскую компанию «23 Фонтанка хотел лимитед» в учредителях сменила Любовь Белоус. Она является бизнес-партнером семьи бывшего полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова.
Белоус и Клебановых объединяет бизнес по добыче рыбы в Калининграде. По официальной отчетности, в 2014 году компания получила 500 млн рублей чистой прибыли. Любови Белоус в компании принадлежит 10%. А еще 20,26% – компнии «НДФ». Ею, в свою очередь, владеют Екатерина Ильинична и Евгения Клебановы. А ранее — учредителем числился и сам бывший полпред.
Кроме того, с января этого года Любовь Белоус является совладельцем компании «СП-строй». Второй учредитель — Александр Полукеев. Он также успел поработать в полпредстве, заняв должность помощника представителя президента по приглашению Ильи Клебанова.
Новую концепцию дома Абазы обсудили вчерне.
«Пока ее показывать рано», – заверил «Фонтанку» Никита Явейн. Он не исключил, что проект будет вынесен на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия.
И все же пока что план такой. Разобрать верхние, советские, этажи лицевого корпуса. Их возведут заново, надстроив еще на 1 – 2 этажа, рассказывает активист «Группы ЭРА» Николай Лаврентьев, знакомый с проектом. Над главным фасадом у дома появится мансарда, с противоположной стороны — еще и дополнительная надстройка, нависающая над двором. Лаврентьев сравнивает ее с «фахверками». Однако из-за того, что на уровне третьего этажа двор будет перекрыт зеркальным атриумом, надстройку посетители не заметят.
Второй, дальний от «Фонтанки» двор «Студия 44» тоже предложила перекрыть фонарем на уровне третьего этажа. А все внутридворовые корпуса — надстроить до 7 этажей, рассказывает Лаврентьев.
Еще одно новшество — подземный этаж глубиной 3 – 4,5 метра. Он будет начинаться прямо под аркой. В ней установят платформу-лифт для грузовиков. Она будет опускаться вместе с машиной под землю. А там автомобили уже будут встречать грузчики и холодильники.
«Единственное отличие этого проекта от предыдущего — то, что исторические здания не планируется разбирать. Их укрепят и надстроят», – говорит Николай Лаврентьев. Однако никаких расчетов, выдержат ли исторические конструкции новые бетонные этажи, по его словам, представлено не было. Более того, техобследование показало, что техническое состояние дома — неудовлетворительное. И советская надстройка двумя этажами уже усилила неравномерность осадок.
Части градозащитников проект показался неоднозначным.
«Проект вносит серьезные изменения во внешний облик зданий, – говорит активист «Живого города» Дмитрий Литвинов. – С другой стороны, фактически перед нами стоит выбор — либо реализовать подобный проект, либо в обозримом будущем мы можем полностью потерять здание. Пока не вижу оптимизма для того, чтобы найти другого инвестора».
Плюс проекта — в том, что исторические конструкции не разбираются, а современные — не будут видны, ни с улицы, ни из внутренних дворов, добавляет Литвинов. Но оговаривается — пока непонятно, реализуема ли такая надстройка технически. И не обернется ли согласование разборкой и воссозданием исторических стен.
«Радикальные» градозащитники более критичны. Надстройка здания и строительство подземного этажа — это изменение объемно-пространственной композиции памятника и новое строительство на его территории. Это запрещено федеральным законом об объектах культурного наследия, указывает Николай Лаврентьев. На этом основании градозащитники уже оспорили проект реконструкции дома Мордвиновых напротив Мариинского театра.
«Нужно быть реалистами: если мы не дадим новую жизнь этому зданию, оно превратится в очередные руины», – поддерживает коллегу архитектор Рафаэль Даянов. По его словам, технически проект вполне реализуем.
Компания «Фонтанка Отель» реконструирует здание с 2007 года. Согласно постановлению правительства, работы должны завершиться к апрелю 2018 года.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Справка:
Здание на Фонтанке, 23, было построено в конце 1780-х годов. И в реестре числится как жилой дом И. Форша. В XIX веке здание принадлежало семейству Александра Абазы, организовавшем в своем особняке популярный музыкальный салон. Именно в нем прошло первое исполнение оперы Петра Ильича Чайковского "Евгений Онегин".