Серьезными изменениями штатного расписания начался новый год в Комитете по градостроительству и архитектуре. Главный художник Петербурга перестал быть заместителем председателя комитета. Наблюдатели полагают, что фактические полномочия главного художника давно минимизированы и новое расписание отражает реальные приоритеты городских властей.
Напомним, что у председателя КГА – главного архитектора Петербурга четыре заместителя: один первый и три просто замы. До января 2016 года один из замов через тире назывался главным художником Петербурга. Ему подчинялись управление ландшафтной архитектуры, включавшее отдел колористики фасадов и отдел ландшафтной архитектуры, а также отдел эстетики и дизайна городской среды, куда входил сектор монументального искусства.
На деле аппаратный вес Ларисы Канунниковой, начальника управления ландшафтной архитектуры, намного больше, чем у главного художника Петербурга Александра Петрова. Не случайно Канунникову часто называют главным ландшафтным архитектором Петербурга, тем самым поднимая ее статус. Фактически управление ландшафтной архитектуры давно напрямую подчинялось председателю КГА. Тем более что с 2009 года после отставки Георгия Шереметьева до назначения в 2013 году Александра Петрова должность главного художника Петербурга вообще была упразднена.
В январе 2016 года в КГА произошли изменения, которые зафиксировали ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день. В известном смысле их можно назвать рокировкой. Лариса Канунникова назначена заместителем председателя КГА. Ей будут подчиняться два управления. В прежнем виде остается управление ландшафтной архитектуры, на днях КГА объявил конкурс на замещение вакантной должности начальника этого управления.
Отдел эстетики и дизайна городской среды стал новым управлением. Его возглавил Александр Петров, сохранивший пост главного художника. В управление входят два отдела – отдел монументальной скульптуры, прежний сектор повышен до отдела. Остальная часть прежнего отдела эстетики и дизайна городской среды теперь именуется отделом рекламных и информационных конструкций.
Источники ожидают изменений и в существующем при КГА совещательном органе с длинным официальным названием «Рабочая группа по вопросам монументально-декоративного, художественного и информационно-рекламного оформления, комплексного благоустройства городской среды Санкт-Петербурга». Для краткости эту группу именуют художественной секцией Градостроительного совета Петербурга или просто худсекцией.
Она не прерывала свою работу, когда была упразднена должность главного художника, тогда председателем секции была Лариса Канунникова. После восстановления поста главного художника председателем стал Александр Петров. Основной состав секции сложился много лет назад из активно работающих скульпторов, по аналогии с тем, как из практикующих архитекторов состоит ядро градостроительного совета. Но многие скульпторы достигли солидного возраста и не могут регулярно посещать заседания секции, тем более что часто они проходят на выезде в скульптурных мастерских, разбросанных по городу.
Поэтому принято решение обновить состав секции. Более того, разделить ее на две части. Первая – скульптурная – будет, как и прежняя худсекция, экспертировать проекты памятников и мемориальных досок. Вторая секция – условно ландшафтная – заниматься обсуждением проектов благоустройства. В ней большинство составят ландшафтные архитекторы.
В самом КГА нововведения нам прокомментировали так: перемены произошли в связи с изменениями в штатном расписании, они потребовались в рамках неуклонной кадровой работы.
Вадим Шувалов
Комментарий
Иван Уралов, профессор факультета искусств СПбГУ, в 1994–2004 годах – главный художник Петербурга:
– Еще в 1996 году, когда от КГА «отцепили» КГИОП, я говорил о том, что целесообразно создать самостоятельный комитет и по городской эстетике, отделить ее от градостроительства. В этом случае главный художник Петербурга – председатель комитета по городской эстетике – должен был бы обладать равными правами с главным архитектором – председателем КГА и председателем КГИОП. Подобное триединство позволяло бы принимать более сбалансированные решения, касающиеся и сохранения, и развития городской среды.
Мои слова не были услышаны, больше того – структуры, подчиненные главному художнику, да и сама должность главного художника постоянно подвергаются секвестированию и даже время от времени исчезают.
Для такого города, как Петербург, это непозволительная ошибка. Уж если должность главного художника остается в структуре КГА, между ним и главным архитектором, на мой взгляд, не должно быть никакой бюрократической «прокладки» или «прослойки».
Главный художник должен быть личностью, уважаемой в профессиональных кругах, вузах и творческих союзах, известной своими произведениями. Эта должность по сути своей стратегическая, а не тактическая. Занимающий ее призван формировать гармонию городской среды, выстраивать баланс различных интересов, в какое бы сложное время ему не пришлось работать. Это не работа украшателя города, будь то вывески или цветочное оформление.
Мне очень жаль, что каждый последующий руководитель КГА сокращает возможности комплексно и содержательно влиять на развитие эстетики городской среды. Из сферы интересов комитета фактически выпало оформление станций метро, крупные монументальные проекты и объекты благоустройства, состояние фасадов зданий. Городская среда – огромный материк, требующий соответствующего масштаба знаний руководителя; ландшафтная архитектура – только зеленая часть, один из «эпизодов» этого материка.