Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 февраля 2016 16:50      342

«Красный Бор» отравит всех

2 млн тонн опасных отходов хранятся на полигоне в 70 технологических картах, обнесенных земельным валом. После обильных снегопадов и начала оттепели в картах резко поднялся уровень воды, которую хоть сейчас можно отправлять на поля для борьбы с насекомыми-вредителями. В некоторых местах она уже вылилась на территорию полигона, что по сути представляет собой чрезвычайную экологическую ситуацию: через ручей Большой Ижорец грязная вода рано или поздно доберется до Невы.

Юридически полигон находится в ведении комитета по природопользованию Смольного и находится недалеко от Колпино, которое входит в границы города. Хотя географически он расположен уже за пределами Санкт-Петербурга – на территории Ленинградской области. В пятницу, 29 января, глава ГУПа «Полигон "Красный бор"» Виктор Колядов отправил письма в администрацию Красноборского городского поселения 47-го региона с просьбой объявить на полигоне чрезвычайную ситуацию. Аналогичное обращение, по его словам, ушло и в комитет по природопользованию.

По словам Виктора Колядова, если режим чрезвычайной ситуации введут официально, то местные власти должны будут помочь, когда вода пойдет за пределы полигона. «Мы со своей стороны сейчас пытаемся запустить очистные сооружения, чтобы постепенно ликвидировать обводнение. Проблема в том, что они работают только при стабильной плюсовой температуре. Кроме того, у них невысокая производительность: 20 кубов в час. Это означает, что на обезвреживание воды у нас уйдет месяц», – рассказывает Колядов.

В соответствии с федеральным законодательством, объявлять чрезвычайную ситуацию действительно уполномочены местные власти. Однако областные чиновники уверены, что это должен делать Смольный. «Два субъекта находятся рядом. Само предприятие подчиняется не нашему субъекту РФ. Кроме того, если посмотреть географически, то Красный Бор меньше всего будет затронут в случае какого-то разлива или пожара. В первую очередь они коснутся Колпино и Отрадного. На мой взгляд, решение о ЧС должно принимать само предприятие и власти Петербурга», – сообщил «Фонтанке» глава Красноборского городского поселения Сергей Мельников.

При этом, по его словам, власти поселения помогут полигону с техникой в случае выливания воды за пределы полигона, но только в случае «команды сверху» – от администрации Тосненского района Ленобласти, на территории которого находится Красный Бор. Любопытно, что ранее руководство ГУПа уже обращалось в район с просьбой объявить ЧС. Но руководитель администрации Владимир Дернов порекомендовал самостоятельно ввести режим чрезвычайной ситуации на самом полигоне, а также «проинформировать администрацию Красноборского поселении для рассмотрения вопроса о необходимости изменения режима функционирования поселения».

С последней надеждой на спасение от экологической катастрофы «Фонтанка» обратилась в комитет по природопользованию Смольного. Однако там ответили, что еще не получали обращение руководителя полигона Виктора Колядова об объявлении ЧС. Впрочем, с другой стороны, комитет уже подготовил документы на выделение «Красному Бору» субсидии в 51 млн рублей, которая пойдет на содержание карт и других гидротехнических сооружений.

По словам активистов, которые уже много лет добиваются закрытия полигона, это не первый случай затопления полигона. Однако предыдущее руководство не било в набат и якобы сливало воду в лес через специальную трубопроводную систему. «Колядов – первый директор, который пытается объявить ЧС», – говорит активистка Виктория Маркова, которая даже объявила голодовку с требованием немедленно ввести на территории полигона режим чрезвычайной ситуации.

Реакция чиновников на обращения о ЧС понятна: никому не хочется брать на себя ответственность за происходящее на полигоне. Как рассказывают собеседники «Фонтанки» в Смольном, этой осенью рассматривался вопрос о передаче полигона в ведение комитета по благоустройству. Однако там отчаянно замахали руками, буквально умоляя избавить от этой бомбы замедленного действия.

Ведь по сути 2 млн тонн нефтепродуктов, кислот, гальванического шлама, ртутьсодержащих соединений хранятся под открытым небом, а за их состоянием следит мизерный штат сотрудников в 20 человек. На поверхности переполненных карт плавают бочки и другие емкости, отходы перемешаны. О потенциальной опасности полигона говорит следующий факт: когда в 2014 году очищали поверхности двух карт, то бочки самопроизвольно загорались в кузовах КАМАЗов.

При этом отходы так и будут плавать под открытым небом еще много лет. Как уже рассказывала «Фонтанка», с начала 1990-х годов Смольный пытается построить здесь современный завод по переработке отходов. Заявлялось, что в проект было вложено около 1,5 млрд рублей, однако реализация затянулась, и технология устарела.

В 2014 – 2015 годах по заказу комитета по природопользованию был подготовлен новый проект строительства завода. Однако от него отказались из-за протеста общественности и резкого противодействия властей Ленинградской области, где в сентябре 2015 года прошли губернаторские выборы. Кроме того, выяснилось, что предприятие сможет перерабатывать только 40 тысяч тонн отходов в год. То есть полная очистка полигона длилась бы десятилетия.

Как рассказали «Фонтанке» в комитете по природопользованию, в бюджете на 2016 год не заложено средств на подготовку обновленного проекта. Таким образом, пока в Смольном не могут назвать даже примерный срок, когда может начаться ликвидация хранилища. Что касается необходимых средств, то предыдущий проект обошелся в 50 млн рублей. Стоимость самого строительства оценивалась в 3 млн рублей, а переработка обошлась бы бюджету в 18 млрд рублей. Впрочем, это все равно копейки по сравнению с тем, что пришлось бы потратить, реши город вывезти все отходы на другой полигон.

Ранее в Смольном всерьез подготовили расчет, во сколько обошелся бы вывоз 2 млн тонн нефтепродуктов, гальванического шлама и других веществ на полигон под Томском – единственную площадку, которая способна принять весь объем отходов с «Красного Бора». Получилась невероятная цифра в 840 млрд рублей. То есть почти два годовых бюджета Петербурга.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

Справка:

Полигон опасных отходов начал действовать в Красном Бору в 1970-е годы. Проектировщики указывали, что местные кембрийские глины защитят грунтовые воды от попадания вредных веществ. Однако в конце 1980-х годов выяснилось, что они все-таки просачиваются в Неву и далее – в Балтийское море. В начале 2014 году у полигона истекла лицензия Росприродназора. Новую он получил только в конце 2014 года. Однако не смог заработать из-за того, что не был включен в реестр объектов размещения отходов после обращения в прокуратуру губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. А в конце 2015 года Тосненский районный суд установил бессрочный запрет на прием опасных веществ. Впрочем, до последнего времени, по утверждению экологов, на полигон все равно нелегально завозились отходы.

 

Источник: Фонтанка.ру