В соответствии с принятыми нормами, управляющие компании обязаны публиковать на своих сайтах показания общедомовых приборов учета тепла, холодной воды и электричества. Большинство жилкомсервисов делают это с существенной задержкой – например, у ГУПРЭП «Строитель» последние данные по теплу относятся к октябрю 2015 года, у ЖКС №2 Кировского района – к маю.
Однако некоторые жилищники размещают данные оперативно, благодаря чему можно сравнить показания счетчиков тепла за разные периоды. Предыдущий раз, когда горожане массово жаловались на перетоп, пришелся на декабрь и ноябрь 2015 года. Они выдались аномально теплыми: как рассказал главный синоптик Петербурга Александр Колесов, средняя температура ноября составила плюс 3,1 градуса, декабря – плюс 2,1.
Аналогичные месяцы 2014 года были существенно холоднее: ноябрь – плюс 0,8, декабрь – минус 1. Таким образом, исходя из простой энергетической логики, в 2014 году один и тот же дом должен был потребить больше тепла, нежели в 2015-м. Однако в некоторых случаях этот простой школьный закон не действует.
Перегретые адреса
Так, в соответствии с данными счетчиками, в декабре 2014 года на отопление дома по Вознесенскому проспекту, 41, ушло 90,67 Гкал. Спустя год, несмотря на аномальные показатели, для обогрева жителей потребовалось уже 105,4 Гкал. Хотя все должно быть наоборот. Аналогичная ситуация и с соседними домами. Например, Вознесенский, 39: в 2014 году в дом поступило 30,75 Гкал, в 2015 – почему-то 31,1.
Конечно, можно предположить, что на Вознесенском проспекте есть некая аномальная зона, поэтому там, в отличие от остального Петербурга, было холодно. Однако аналогичная ситуация фиксируется и по другим адресам в центре города. Граждане, проживающие в доме №4 по Столярному переулку, заплатили в декабре 2014 года за 63,5 Гкал тепловой энергии. А в декабре 2015, который был на четыре градуса теплее, чуть больше – 64,08. То же самое и с домами №№12 и 14 по Фонарному переулку.
Простейшие энергетические законы не действуют и в других районах города. Например, во Фрунзенском районе, в доме №28 по Альпийскому переулку: и в 2014, и 2015 году в него поступило одинаковое количество тепла, как будто бы и погода была идентичная. При этом аномалии обнаруживаются и в том случае, если сравнивать показания ноября. Так, дом на Яхтенной, 2/1, потребил в ноябре 2014 года 360,1 Гкал, а в 2015 – 374,3. Такая же разница и по одному из домов на Школьной улице: 118,8 против 127,2.
Статистики, сколько именно домов были "перегреты" в ноябре и декабре, ни одно из профильных ведомств Смольного не ведет. Если анализировать каждый жилкомсервис в отдельности, то где-то подача тепла велась в соответствии с температурным графиком (ЖКС №2 Калининского района), где-то превышение 2015 года над 2014-ым носит незначительный характер (ЖКС №3 Фрунзенского), а где-то речь идет минимум о десяти процентах домов (ЖКС №2 Адмиралтейского района).
Как кошка с собакой
Существующая система теплоснабжения жилых домов позволяет энергетикам и жилищникам перекладывать ответственность друг на друга. Договоры на поставку горячей воды в квартиры заключаются между жилкомсервисами и ресурсоснабжающими организациями («ТГК-1», ГУП «ТЭК», «Петербургтеплоэнерго»). Первые отвечают за внутридомовые трубы, вторые – за котельные, ТЭЦ и уличные сети. Таким образом, за то, чтобы в наших домах было тепло, ответственны сразу две структуры.
Энергетики всегда говорят, что поставляют тепловую энергию в четком соответствии со специальным графиком – таблицей, в которой прописано, какая должна быть температура горячей воды при той или иной погоде. Например, при минус 1 градус это 80°С. При этом они подчеркивают, что регулировать температуру теплоносителя можно плавно, в течение трех дней. В противном случае могут произойти прорывы на магистральных и квартальных сетях. А вот жилищники могут и должны проводить оперативное регулирование, для чего в подвале установлена так называемая «запорная арматура».
«Регулирование параметров при эксплуатации систем теплоснабжения в многоквартирных домах осуществляют управляющие компании», – прокомментировали «Фонтанке» в «ТГК-1» очередные жалобы на перетоп. Практически аналогичный ответ дали в ГУП «ТЭК». Кроме того, добавляют энергетики, разница в показаниях может произойти из-за того, что, например, в декабре 2014 года их сняли 23 числа, а в декабре 2015 – 25.
Жилищники в ответ говорят, что не имеют достаточного штата сантехников, чтобы за один день изменить температуру во всех домах. А некоторые жилкомсервисы обслуживают до 500 жилых зданий. В 2013 году жилищному комитету, который всегда защищает управляющие компании, удалось добиться введения так называемых «штрафов за перетоп». Предполагалось, что жилкомсервисы не будут платить за период, когда был превышен температурный график. При этом итоговую сумму планировалось делить на два. Данный коэффициент носит условный характер: энергетики настояли на том, чтобы автоматически уменьшать размер компенсации, так как частично ответственность за перетоп лежит и на управляющих компаниях.
Как рассказал «Фонтанке» высокопоставленный собеседник в жилищном комитете, данная инновация была включена в 70% всех договоров теплоснабжения. «Мы прописали там, что выставлять денежные претензии можно будет в том случае, если управляющая компания не имеет текущей задолженности. То есть, например, сначала они полностью расплачиваются за ноябрь, даже если имел место перетоп. А потом в декабре им делают перерасчет», – рассказывает чиновник.
Ресурсоснабжающие организации интерпретировали этот пункт иначе: у жилкомсервиса вообще не должно быть задолженности – ни текущей, ни просроченной. Однако она имеется у всех крупных управляющих компаний, и ликвидировать ее не могут уже несколько вице-губернаторов по ЖКХ. «В итоге никто так и не был оштрафован за перетоп», – резюмирует собеседник в жилищном комитете. Впрочем, в ближайшее время, по данным «Фонтанки», один крупный жилкомсервис намерен выставить «ТГК-1» претензию примерно по 50 домам за перетоп.
Отметим любопытное совпадение: постоянные жалобы на перетоп возникают в условиях падения финансовых показателей энергетических предприятий. По данным Петростата, в 2015 году котельные и ТЭЦ города выработали на 5% меньше тепла, чем в 2014 году. Генерация электричества снизилась на 7,4%. Сами энергетики объясняют это теплой погодой и снижением потребления со стороны промышленных предприятий из-за кризиса. Из чего напрашивается простой вывод: чтобы не уйти в серьезные убытки, нужно по мере сил не снижать поставки тепла.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»