В пятницу, 4 декабря, в сквере у Московских ворот на пересечении Лиговского проспекта и Черниговской улицы открыт памятник Михаилу Милорадовичу, военному генерал-губернатору Петербурга, активному участнику Отечественной войны 1812 года. Завершилась пятилетняя эпопея с установкой памятника жертве восстания декабристов.
Впервые идея увековечить Милорадовича была высказана в январе 2011 года на федеральном Общественном совете по подготовке празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года. Совет поддержал инициативу одного частного лица установить памятник Милорадовичу поблизости от места его гибели. Были предложены два варианта размещения памятника.
Первый – на Сенатской площади, точнее, на аллее в ее восточной части, идущей от Адмиралтейской набережной до Александровского сада. Второй – в самом саду, на пересечении нескольких дорожек, примерно на равном расстоянии от Медного всадника и от Исаакиевского собора. Ответственным за выполнение решений совета был определен московский скульптор Салават Щербаков (автор памятников Александру I, Петру Столыпину, князю Владимиру), из чего можно сделать вывод, кому отводилась роль по воплощению замыслов общественности. Оставалось уговорить городские власти Петербурга.
Но до громкого скандала о появлении новодельного памятника Милорадовичу в строго охраняемом ландшафте Сенатской площади дело не дошло. В сентябре 2011 года в Петербурге сменился губернатор, в Смольном поменялась команда, а потом и юбилейная дата миновала.
Новую попытку увековечить Милорадовича предпринял общественный фонд «Центр национальной славы», патронируемый тогдашним главой РЖД Якуниным. Авторами памятника стали скульптор Альберт Чаркин и архитектор Феликс Романовский, их работа одобрена художественной секцией Градостроительного совета Петербурга.
Главную сложность представлял выбор места для памятника. Центр экспертиз СПбГУ изучил все петербургские адреса генерал-губернатора. Он жил на Невском, 12 (там отчитывал молодого Пушкина за вольнолюбивые стихотворения), и на Большой Морской, 38. Оба здания сильно перестроены за почти 200 лет, прошедшие со времен Милорадовича.
Также генерал-губернатор активно участвовал в создании городского парка «Екатерингоф», добивался бюджетного финансирования, собственноручно сажал деревья. Эксперты сочли «Екатерингоф» хорошим местом для памятника, тем более что рядом находятся Нарвские триумфальные ворота (в 1814 году генерал вел через них русские войска, возвращавшиеся из Парижа).
Еще одно возможное место установки – Конногвардейский бульвар, на нем квартировал Конногвардейский полк, который Милорадович пытался поднять против декабристов.
Наконец, Измайловский проспект, в окрестностях которого располагался Измайловский полк, к нему по тогдашней традиции Милорадович был приписан с детских лет.
В итоге, по нашим данным, городские власти рассматривали 12 мест для установки памятника. Конногвардейский бульвар находится в охранной зоне, где запрещена установка новых памятников. То же самое касается небольшого сквера в Якобштадтском переулке напротив Троице-Измайловского собора, где памятник мог бы поместиться.
В результате остановились на безымянном сквере рядом с Московскими триумфальными воротами, которыми, так же как и Нарвскими, столица встречала победителей Наполеона. Сквер не входит в перечень зеленых насаждений общего пользования, но городские власти обещают сохранить все деревья, в том числе плодоносящую яблоню. Готовятся документы для присвоения скверу имени Милорадовича.
История с памятником царскому генерал-губернатору напомнила историю памятника маршалу Леониду Говорову. Монумент советскому военачальнику был установлен в 1999 году в сквере у Нарвских ворот, хотя это место с маршалом никак не связано. В то же время существует сквер, с 2007 года носящий имя маршала Говорова на углу Московского проспекта и набережной Фонтанки. Это место как раз связано с Говоровым, рядом находится здание бывшего Константиновского училища, которое он окончил в 1917 году.
Естественный вопрос, обсуждалась ли возможность перенести памятник Говорову в сквер его имени, а Милорадовичу отдать Нарвские ворота, источники назвали наивным.
Вадим Шувалов