Подлог документов позволит безнаказанно снести исторический жилой дом на Петровском острове, который мешает строительству съезда с проектируемого моста через остров Серный. Смольный фактически покрывает этот подлог, но, что гораздо хуже, отработанной схемой могут воспользоваться все, кто только захочет.
Согласно планам строительства моста, для съезда с него на Петровский остров предполагается снести дом 3 по Ремесленной улице. Постановление правительства об изъятии здания под госнужды издано этим мартом. Согласно техпаспорту, в доме находится 11 жилых квартир. Однако, как известно, снос дореволюционных зданий, если только они не являются необратимо аварийными, в охранных зонах, как в нашем случае, запрещен. Впрочем, в данном случае это не проблема, поскольку, согласно кадастровому паспорту, дом построен в 1920 году.
Правда, на постройку первых лет советской власти это здание совсем не похоже. А похоже на обычный образец кирпичной промышленной архитектуры начала XX века, каковым на самом деле и является: оно входило в комплекс пивзавода «Бавария» и, вероятно, было построено для его рабочих. Согласно архивным данным, которые поднял ВООПиК, разрешение на его строительство было выдано в 1904 году, а в 1911 году на нем меняли кровлю, то есть к этому моменту оно уже стояло.
Все это изложено в депутатском запросе, который Алексей Ковалев 3 октября направил на имя губернатора. К нему, в частности, прилагается кадастровый паспорт дома по Ремесленной, 3, в котором указывается, что построен он в 1920 году. В этом же документе в графе «особые отметки» говорится, что дата постройки изменена в мае 2015 года по результатам историко-культурной экспертизы, проведенной ООО «СтройЭлитПроект».
Таким образом, очевидно, что был совершен подлог: дату постройки дома поменяли для того, чтобы беспроблемно его снести.
Изложив все эти факты, Алексей Ковалев поинтересовался у Георгия Полтавченко, «какие лица вопреки интересам службы предоставили не соответствующую действительности информацию о годе постройки здания», и вообще, действительно ли так необходимо строить шестиполосный мост, что ради этого разрушается историческая застройка.
Ответ губернатора, полученный 17 ноября, на вопросы Ковалева – по крайней мере, на первый из них – не отвечает вовсе. Зато обосновывает необходимость строительства моста. В парламенте существует юридическая процедура признания ответа неудовлетворительным, но, по словам депутата, «Единая Россия» не будет голосовать за такое решение, поэтому он не надеется его провести. Сейчас, говорит Ковалев, он направил запросы в Следственный комитет и другим правоохранителям.
Это не первый случай манипуляции с годом постройки. Первый из известных – снос казарм конной артиллерии в Басковом переулке, где сейчас ЛСР строит элитный жилой комплекс, в 2012 году. По документам казармы оказались послереволюционной постройки, хотя фигурировали на фотографиях начала века, и были сложены (как выяснилось после сноса) из кирпичей с дореволюционными клеймами.
Потом год меняли при строительстве на территории Военно-медицинской академии. Но сейчас это грозит стать общей практикой.
«С начала этого года поменяли законодательство, и теперь главным источником информации о годе постройки является кадастровый паспорт. А в кадастровом паспорте эти данные могут быть изменены по инициативе собственника. Скажет он, что дом построен в 2015 году, так и запишут, – говорит Ковалев. – Я написал поправку к закону о границах зон охраны, которая устранит эту лазейку, но пока она существует».