Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 ноября 2015 10:35      468

Опять не подфортило

Что делать с кронштадтскими фортами – этот вопрос, который более 20 лет занимает градозащитную общественность, обсудила секция наследия Союза архитекторов СПб. Решения не нашли.

В начале 1990-х годов архитектор Олег Романов и его команда создали проект реставрации и приспособления фортов. Там были подробно расписаны функции для каждого: музей, отель, яхтенный центр, фестивальная площадка и т.д. Тогда была наивная вера в то, что обязательно найдутся инвесторы, готовые вложиться в спасение уникальных памятников.

Но скоро стало ясно, что короткая навигация и необходимость тянуть все коммуникации с большой земли, а это 2–4 км, делают любой проект по фортам суперзатратным и неокупаемым. В этой ситуации рассчитывать на частные инвестиции наивно.

В начале XXI века поднялась вторая волна надежд на спасение фортов. «Александра I» – самый эффектный и хорошо сохранившийся форт – взяло под свое крыло Управление делами президента. Петербург готовился к саммиту «Большой восьмерки» 2006 года. Появилась красивая идея провести встречу мировых лидеров на крошечном острове-крепости. Но когда посчитали все расходы, то прослезились, и саммит прошел в Константиновском дворце в Стрельне. Управделами по-прежнему владеет «Александром I», ежегодно отправляет заявку на финансирование его реставрации из федерального бюджета и ежегодно получает отказ.    

Последующие годы не принесли большинству фортов ничего хорошего. Из 19 фортов два принадлежат военным, 11 находятся в ведении минкультовского Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), статус остальных шести общественности выяснить не удалось. Особенно тревожно за «Тотлебен» – наряду с «Обручевым» самого большого из кронштадтских фортов.
АУИПИК из своих одиннадцати удалось сдать в аренду три  – «Константин», «Северные» № 3 и № 7 под яхтинг и другой досуг. Остальные пустуют, несмотря на все призывы. Олег Романов сообщил, что петербургские бизнесмены, которые пока не хотят себя называть, недавно проявили интерес в «Обручеву», «Рифу» и «Северному» № 1.  Но пока речь идет о поисках вариантов дальнейшего использования. Помимо «коммуникаций, которые хуже навигации» серьезной проблемой для любого пользователя являются строгие кгиоповские ограничения на любые изменения в интерьерах фортов, запрет на сооружение причалов и т.д.

Общественность порекомендовала Олегу Романову как президенту Союза архитекторов СПб инициировать обсуждение проблемы спасения кронштадтских фортов на Совете по культурному наследию при правительстве Петербурга. Там можно обсудить, насколько обоснованны требования КГИОП в ситуации, когда бесхозные форты быстро разрушаются.
По оценке Леонида Амирханова, который много лет занимается фортами, еще 20–30 лет небрежения – и большинство некогда мощных сооружений превратятся в гору песка. Они сложены из бетонных блоков, из которых постоянно вымывается цемент.
В.Ш.

Справка

Форты Кронштадта – система оборонительных сооружений XVIII –начала ХХ веков, расположенных в Невской губе и на острове Котлин. Основная часть фортов была демилитаризована в 1958 году, с тех пор им не могут найти достойного применения.

 

Источник: "Город 812"