КГИОП провел конкурс на создание копий скульптур, некогда украшавших католический храм св. Екатерины на Невском проспекте. Скульптуры, согласно конкурсным документам, должны быть в два раза меньше оригиналов. Однако в комитете заявляют, что копии будут такими же, как оригиналы. Источники полагают, что таким хитроумным способом чиновники охранного ведомства пытаются сохранить контроль над конкурсом, чтобы он не закончился неожиданностью.
Оригинальные мраморные скульптуры (4 евангелиста и ангелы, держащие крест) были сняты с фасада костела для реставрации год назад, так как время и нехороший петербургский климат нанесли им серьезный урон. В 2014 году КГИОП провел конкурс, победитель которого компания «Коринф» должна была отреставрировать евангелистов, а с ангелов, находящихся в совсем плохом состоянии, сделать модель. Работы по этому конкурсу были приняты и оплачены.
Теперь второй этап: с евангелистов и модели ангелов должны снять копии, которые поставят на костел. А оригиналы отправятся в музей. На эти работы 8 сентября и был объявлен конкурс со стартовой ценой 45 миллионов рублей.
Однако по документам, подготовленным для первого конкурса, площадь поверхности всех скульптур составляла 9,76 тысячи кв. дм. А в смете на конкурс по созданию копий площадь тех же самых скульптур обозначена уже как 5,62 тысячи кв. дм, то есть уменьшилась почти в два раза. В то же время в КГИОПе заявляют, что копии по своему размеру будут повторять оригиналы.
Не все потенциальные желающие принять участие в конкурсе смогли это сделать и стали жаловаться в УФАС на неконкретность предквалификационного отбора участников. Но это им не помогло – и в итоге претендентов на освоение кгиоповских миллионов, дошедших до финала, оказалось только два: реставрационная мастерская «Наследие» и «Лапин Энтерпрайз». Подведение его итогов должно было состояться в пятницу, но до вечера этого дня никакой информации на сайте госзакупок не появилось.
Впрочем, некоторые факты дают возможность предсказать победителя. Например, еще месяц назад статуи были вывезены из мастерской «Коринфа», где их реставрировали, на Тележную, 37. По этому адресу находится производственная площадка «Наследия».
Несогласные с таким развитием событий стали писать жалобы. Возмутителем спокойствия стал известный предприниматель Игорь Бурдинский, управляющий партнер компании «Коринф». По его словам, после реставрации статуй встал вопрос о создании копий и установке их на фасад церкви. Бурдинский рассказал «Городу 812», что по просьбе КГИОПа компания «Коринф» за свой счет подготовила проектно-сметную документацию: получилось, что копии из мраморной крошки обойдутся городу в 123 миллиона.
«Они мне говорят: надо уменьшить сумму. Я отвечаю, что принципиально уменьшить нельзя, так как основанием для этой сметы является утвержденная ими же документация по объемам, видам работ и методике, согласованной с ними ранее. Методику необходимо соблюдать в соответствии с законом об охране памятников», – рассказывает Игорь Бурдинский, который не скрывает, что также хотел принять участие в конкурсе.
В итоге конкурс был объявлен с новой сметой – на 45 миллионов рублей. Очевидно, именно для того чтобы уложиться в эту сумму, объем статуй и был уменьшен вдвое.
«123 миллиона – цена, рассчитанная по нормативам. Но это же конкурс: может быть, какая-то компания согласится выполнить работу и за 30 миллионов. Только зачем подгонять и искажать проектно-сметную документацию, нарушая закон о госзакупках в части обоснования начальной цены контракта? И как, выиграв конкурс с таким заданием, создать полноценные копии? Это же получится нарушение его условий», – говорит Игорь Бурдинский.
У суммы 45 миллионов есть еще одна очень важная особенность: конкурсы до 50 миллионов КГИОП может проводить самостоятельно (строго говоря, заказчиком является подчиненная ему «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры»), а конкурсы свыше 50 миллионов – Комитет по госзакупкам. Таким образом, занижая стоимость контракта, чиновники могли руководствоваться и вполне прагматическими соображениями. Тем более что статуи, как уже говорилось, перевезены на площадку одного из участников конкурса (владелец «Наследия» Юрий Щедров заявил по этому поводу «Фонтанке.ру» только то, что «по этому адресу находится несколько камнеобрабатывающих и реставрационных компаний»).
Возможно, «Наследие» хотело приступить к выполнению работ заранее, чтобы уложиться в предельно сжатые сроки, указанные в конкурсной документации: до 18 декабря. Однако после скандала (к делу были подключены смольнинский Комитет финансового контроля, УФАС, прокуратура и другие инстанции) решило этого не делать – начинать работу раньше времени стало опасно во всех отношениях.
В качестве реплики в сторону нельзя не заметить, что 123 миллиона рублей – это половина стоимости строительства большого детского садика, а 45 миллионов – четверть небольшого.
Антон Мухин
P.S. Вечером в пятницу стало известно, что предсказания сбылись: "Наследие" было объявлено победителем конкурса.
Комментарий КГИОП
– Почему в конкурсной документации на копирование статуй их размер уменьшился в два раза?
– Первоначальная документация составлялась на основе обмеров 2013 года, когда скульптуры еще находились на аттике римско-католического храма святой Екатерины на высоте 40 метров в ограниченном доступе.
Для решения вопроса о копировании был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.
При корректировке проектной документации на изготовление копий производились множественные поперечные замеры по огибу каждой скульптуры в условиях мастерской. В результате уточненных замеров сметная стоимость работ, производимых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, была уменьшена со 123 млн руб. до 45 млн руб. Используемые расценки соответствуют выполняемым работам по согласованной методике. Будет осуществляться прямое копирование с оригиналов скульптур (т.е. 1:1).
– Чем обусловлено место нынешнего хранения оригиналов скульптур?
– Отреставрированные скульптуры в настоящее время находятся на Тележной ул., д. 37, на ответственном хранении ООО «Коринф», которое производило их реставрацию в 2014 году.