Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 06 ноября 2015 17:46      406

Черные мусорщики пришли к Мирилашвили

Участок ОАО «Пластполимер» захламили 200 тыс. кубометров бытового мусора. Предприятие пожаловалось в полицию и прокуратуру, а «Фонтанке» удалось получить видео и фотографии. Номера КамАЗов позволяют погрузиться в мир черных мусорщиков, которые в придачу еще оказались связаны с легальными перевозчиками отходов.

Ровно два года назад предприятие ОАО «Пластполимер», принадлежащее владельцу холдинга «Петромир» Михаилу Мирилашвили, арендовало у города семь участков общей площадью почти 20 га у пересечения Шафировского проспекта и КАД. Согласно договору, к августу 2018 года там должен появиться логистический комплекс, находящийся сейчас в стадии проектирования, и за это в бюджет города компания перечислит 163 млн рублей арендных платежей.

Химический завод «Пластполимер» выпускает изделия из разных видов пластмасс и жидкости, применяемые при строительстве кораблей, судов, автомобилей и других товаров. В частности, поставляет мастику на заводы «Северная верфь» и «Звездочка», а также проектирует цеха для предприятий Минобрнауки, расположенных в Петербурге и Ленобласти, где будут тестировать различные каучуки, резиновые смеси и герметики.

Еще на этапе заключения инвестиционного договора в компанию поступил звонок от одного из сотрудников отдела по благоустройству администрации Красногвардейского района, который поинтересовался, не будут ли предприниматели против, если городские дорожные предприятия временно разместят снег на этой земле, но потом, естественно, уберут.

Чиновнику было отказано, после чего сразу же кто-то стал свозить на территорию даже не снег, а строительный мусор. Формально «Пластполимер» еще не имел отношения к этой территории, и к моменту подписания договора аренды на участке уже были утрамбованы строительные отходы, по оценке руководителя проекта Александра Рыцка, объемом около 300 тыс. кубометров.

Сейчас история получила мощное продолжение. В ходе очередного объезда территории 11 октября работники «Пластполимера» обнаружили группу КамАЗов, которая свозит на участок бытовые отходы из жилых квартир, а экскаватор с бульдозером трамбуют мусор в котлован, прикапывая его грунтом.

 



По словам Рыцка, водители грузовиков и строительной техники на замечания не реагировали и продолжали мероприятия по складированию отходов. За этим процессом наблюдали некие личности, приехавшие на трех автомобилях: «БМВ», «Тойота» и «Нексия». В диалогах с ними прозвучали давно забытые слова из серии "сейчас приедет «крыша» и во всем разберется".

Не желая возвращаться в 90-е, арендаторы участка вызвали полицию. Но пока стражи порядка ехали, мусорщики успели ретироваться. Заявление в природоохранную прокуратуру обернулось для «Пластполимера» ответными претензиями, мол, это вы сами устроили свалку и пеняете на других.

«Фонтанка» всмотрелась в номера автомобилей, имена их собственников и пришла к выводу, что в деле могут быть замешаны как легальные компании по вывозу бытового мусора, так и мелкие частники, которые размещают объявления в газетах и на уличных столбах. Последние живут своею закрытой жизнью и с одного КамАЗа, груженного мусором, экономят по 2-3 тыс. рублей, то есть почти всю стоимость размещения этих отходов на лицензированном полигоне.

Кто возил мусор

По оценке Рыцка, к 28 октября, когда «Пластполимер» нанял охранную фирму, которая теперь никого не пускает на участок, на арендованной площади скопилось около 200 тыс. кубометров отходов. Теперь компании придется за свой счет вывозить мусор, на это потребуется 30-50 млн рублей. Выгрузка такого объема отходов на официальный полигон твердых бытовых отходов, по словам участников рынка, обошлась бы в 22,2 млн рублей (2,5-3 тыс. рублей за КамАЗ с объемом кузова 27 кубометров). В то же время вывоз мусора в лес или другие не предназначенные для этого места обойдется лишь в цену бензина и оплату работ экскаваторщика и бульдозера. По мнению тех же участников мусорного рынка, это стоит примерно по 500-1000 рублей с одного грузовика.

Один из КамАЗов, запечатленный на фотографиях, принадлежит фирме «Промстройсервис», которая специализируется на вывозе отходов. Сайт компании, созданный в зеленом экологическом стиле, сообщает: «Мы стремимся сделать город чище, а регулярный вывоз мусора помогает очистить Петербург от ненужных отходов».

Гендиректор «Промстройсервиса» Сергей Афонасьев не отрицает, что автомобиль его, однако уверяет, что КамАЗ ездил на указанную территорию из других соображений.

— Он забирал оттуда пустой контейнер.
— А как там оказался ваш контейнер?
— Мы его ставили для сбора вторсырья.
— Для кого? Какого вторсырья?
— По просьбе знакомого, частного лица. Для сбора железа.
— А это частное лицо имеет отношение к компании-арендатору?
— Не знаю.

Называть своего знакомого и связывать с ним «Фонтанку» Афонасьев не захотел. В «Пластполимере» о «частном лице» ничего не знают.

«Все отходы мы вывозим только на санкционированный полигон, это «Полигон ТБО» в поселке Лепсари (во Всеволожском районе, почти у Ладожского озера. — "Фонтанка.ру"). Больше мы никуда отходы не возим, тем более в непредусмотренные для этого места», — сказал Афонасьев.

Еще один КамАЗ по первоначальным сведениям находился в собственности фирмы «Регионстройсервис», которая также занимается вывозом отходов. Фирма, кстати, обслуживает Красногвардейское УМВД, Ленинградский областной суд, жилой комплекс «Осиновая роща», где живут военные, а в прошлом вывозила мусор с площадок «Метростроя», подразделений «Горэлектротранса» и от гипермаркетов «Окей».

Гендиректор «Регионстройсервиса» Алексей Лапардин явился в офис «Фонтанки» через несколько часов после звонка и выдал акт передачи КамАЗа некоему Ермакову Александру Ивановичу — по договору купли-продажи от 28 февраля 2015 года. Со слов Лапардина, Ермаков, в свою очередь, уже успел продать автомобиль кому-то еще.

Остальные мусоровозы распределены между физическими лицами, связаться с которыми оказалось не так-то просто. Сразу два КамАЗа принадлежат переехавшему с Украины в Петербург Николаю Проню, который какое-то время работал в частной фирме «Спецавтобаза № 2», созданной по образу и подобию одноименного ГУПа, который занимается уборкой территории.

Среди владельцев легковых машин — жители центра Петербурга, Парголово и Тосно. Кто-то работал в «компьютерных» подразделениях «Евросети», кто-то — в кадровых агентствах, остальные в трудоустройстве не замечены.

Черный рынок мусорных перевозок

Природу происходившего на злополучном участке «Пластполимера» раскрыл директор Межрегионального объединения операторов по обращению с отходами и член общественного совета при природоохранной прокуратуре Ленобласти Виктор Ягленко. По его словам, компании, которые работают в легальном бизнесе, стараются не потерять лицо, поэтому редко занимаются подобными делами. Работают они по договорам с управляющими компаниями, которыми предусмотрено размещение отходов на полигонах.

«Комитет по природопользованию тщательно контролирует их в этом плане и проверяет, сколько по бумагам они вывезли и сколько сдали на полигон. Эти цифры должны биться между собой. Если нет, ты попадаешь под прицел природоохранной прокуратуры, а это крайне нежелательно, мягко говоря. Можно просто потерять бизнес. Для наглядности: я раньше бензином занимался, и знаю, что где-нибудь в захолустной деревне на АЗС смешать 76-й и 92-й бензин — святое дело, но нормальным заправкам, расположенным в городе, это неинтересно. Так и здесь: не к лицу мелочовкой заниматься, да и небезопасно», — говорит он.

Вывозом мусора в лес и другие несанкционированные места занимаются в основном частные нарушители — «мелкие лавки». На этом рынке обязанности строго распределены: одни ищут неосвоенные пятна, другие формируют списки адресов и графики развозки, третьи — непосредственно везут.  Каждое место эксплуатируется, пока не поднимется шум, после чего мусорщики быстро переключаются на новые участки.

Таким порядком работы объясняется разношерстность владельцев мусоровозов, которые никак не связаны между собой. Клиентов они находят через дешевые рекламные объявления. Среди них — владельцы квартир, которым нужно вывезти мусор после ремонта, хозяева ларьков или частных домов в поселках и деревнях.

«Главное условие этого рынка: с перевозчиком должны рассчитаться наличными. Приехал, забрал мусор, получил оплату и вывалил на пятне, которое еще никем не контролируется. Для официального бизнеса такая схема маловероятна, хотя бы потому, что у их основных заказчиков, управляющих компаний, нет черных денег. Хотя не исключено, что какие-то водилы тайком от работодателя подрабатывают таким образом», — рассказал Ягленко.

Полигоны не ближний свет

Под Петербургом четыре основных полигона, куда свозят коммунальные отходы из жилых квартир. Это «Новоселки» (МПБО-2 в Левашово), «Новый свет» под Гатчиной, «Северная Самарка» во Всеволожском районе и  «Полигон ТБО» в поселке Лепсори. В их тарифы, помимо стоимости хранения, входят различного рода мероприятия по рекультивации, обеззараживанию мусора, плюс ко всему находятся они в отдалении от города. В черте Петербурга есть лишь площадки «Спецтранса № 1» и «Спецтранса № 6», где эти предприятия прессуют и перегружают коммунальный мусор на более вместительный транспорт.

Дальность и дороговизна услуг полигонов и подвигает нелегальных предпринимателей вываливать мусор в непредусмотренных для этого местах. По словам руководителя токсической программы Гринпис России Дмитрия Артамонова, в черте города довольно много «серых псевдополигонов».

«Вроде и свалка с виду, и даже шлагбаум стоит, а документов нет, формально она не существует. Естественно, такое хранение отходов намного дешевле, чем на полигоне. Единственная разница, что весь этот мусор разлетается, выделяет различного рода жидкости, все это попадает в грунтовые воды и так далее. Но надо понимать, что это чистой воды криминал, и природоохранная прокуратура должна моментально закрывать такие места, все механизмы для этого есть», — говорит Артамонов.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

Источник: Фонтанка.ру