Среди глобальных трендов дизайна, как объясняют в петербургском декор-салоне «Фиоренте», с одной стороны – стиль лофт. С другой – смарт-дома и смарт-квартиры: под этим понимается некое пространство пусть и небольшой площади, где есть все для комфортного проживания небольшой семьи. Основная задача, которая стоит в этом случае перед дизайнером, – зонирование площади и зрительное увеличение пространства квартиры. В России уже не принято жить нескольким поколениям под одной крышей, и это позволяет проводить дизайнерские эксперименты с фактурами, формами, цветами.
Есть, впрочем, и наметившаяся противоположная тенденция – обеспеченные люди пытаются формировать «новые династии» и стремятся собрать всю семью в большом загородном доме. Это единение обязывает к появлению больших зон для принятия пищи и больших гостиных – и здесь уже не свойственен эксперимент, практикуется возврат к традициям.
Вообще, мода на дизайн – это в первую очередь мода на цвета, во-вторую – на используемые материалы. Кстати, технический прогресс позволяет сейчас менять цвет пространства, играя со световым потоком светильников на светодиодах до неузнаваемости и изменять образ комнаты нажатием кнопки на пульте.
В России, несмотря на кажущуюся тоску по советскому времени, которую высказывают в соцопросах едва ли не половина граждан, советский дизайн квартир никого не прельщает, потребители хотят новизны, они еще не насытились ею. Многие, например, отказываются от обоев именно потому, что они напоминают им старое жилье. Ни разу дизайнеры не сталкивались с требованиями добавить в интерьер патриотизма – ни использования цветов российского флага, ни присутствия другой патриотической атрибутики.
Если дизайн заказывает кто-то из немолодого поколения, то часто просят сделать все в дворцовом стиле. Возможно, это отголоски желания лучшей жизни, когда стандарты недостижимой красоты советские люди видели во дворцах-музеях. А молодежь активно смотрит в сторону минимализма, они стремятся уменьшить количество предметов интерьера, их помещения должны дышать свободой. Для них важен функционал и простота оформления.
Из очевидных тенденций – отказ от библиотек и книжных полок. Их наличие в квартире уже не считается обязательным.
Телевизор сейчас не стоит на тумбе, все хотят вписать его в интерьер и повесить на стену. Часто телевизор помещается в багетные обрамления, которые должны гармонировать с декорами интерьера. В стиле лофт телевизор, скорее всего, поместят на акцентную стену, которая будет выполнена в другой технике, нежели соседние. К примеру, основные стены сделаны покрытием «декоративный бетон», а акцентная стена выложена кирпичом.
И еще дизайнеры из «Фиоренте» советуют помнить о сезонности, покупая квартиру с панорамными окнами: о том, что вид из окон меняется и не всегда так хорош, как летом. Исключений только два: вид на море и на хвойный лес.
Нина Астафьева
Советы
Мария Горбунова, дизайнер студии St Design, рассказала об основных расценках на свой труд, а также об основных трендах в оформлении квартир. Главный тренд – минимализм, бело-черно-серые цвета без кричащих сочетаний с минимальным орнаментом. Впрочем, текстиль – шторы, подушки, покрывала – позволительно брать яркий, а вот желто-фиолетовые стены не очень приветствуются.
– Кстати, на Западе люди более раскрепощены. А у нас стараются не выделяться. Как правило, люди не стремятся подчеркивать свою профессиональную сущность, наоборот, выстраивают дизайн таким образом, чтобы в квартире ничто не напоминало о работе. Исключение – люди творческих профессий. Недавно делали проект для журналиста: при входе у него огромное панно с вырезками из газет и журналов – его работы. И очень большая библиотека, которой тоже нашлось место. Был у нас заказчик-музыкант с большим двухэтажном домом: там в декоре использовались ноты, а на входе стоял рояль.
Сейчас люди стали много путешествовать, но уже не хотят захламлять квартиры сувенирами вроде статуэток и т.п. Но память оставить хочется. Выход нашли такой: когда дизайнер делает проект, он оставляет несколько пустых элементов специально для того, чтоб люди потом привезли из поездки картину в определенной гамме, текстильные элементы и т.д.
Часто бывает, что потребитель экономит – покупает мебель из ИКЕА. Это неплохо, хотя покупать, конечно, надо не массовые узнаваемые вещи, а те уникальные находки и новинки, которые у них раз в месяц появляются. Итак, на нижнем слое экономить можно, а вот на верхнем – на свете и текстиле – уже нежелательно. Вот тут и надо приглашать дизайнера.
Кстати, маленькие квартиры нуждаются в дизайнере даже больше, чем большие. Ну и дизайнеру самому интересней работать там, где простора меньше, а задач – больше. Главная задача – функционально использовать пространство. Не мы первые – в Голландии люди живут в совсем уж крохотных квартирках, у них там вообще земли мало – но выглядят квартирки стильно. Правит бал, разумеется, минимализм, а цель – скрыть все возможное, даже выключатели и дверные ручки. Чтобы двери открывались от касания и свет включался тоже.
Сейчас никого не удивишь детским уголком, где кровать находится на верхнем уровне, а игровая зона на нижнем. Мы пошли дальше и предлагаем отдать ребенку все-таки весь пол, а не закуток под кроватью, зато кровать – большую, широкую – делать на крыше широкого платяного шкафа. Гардероб порой занимает четверть комнаты, верхнее пространство над ним не используется, а зря. Еще одна находка – подъемная кровать, которая прячется в мебельной стенке и опускается вниз только на время сна.
Услуги дизайнера исчисляются по квадратным метрам и начинаются от суммы 1000 рублей за метр. Далее все зависит от того, как выполнен рисунок: простой акварелью или на компьютере, с реализацией в виде фотографии. На компьютере можно сделать и 3D-модель. Также на стоимость влияет, потребуется ли от дизайнера еще и поиск мебели – или только рисунок.
Бывает, что люди просят нарисовать им всю квартиру до каждого винтика – со ссылками на сайты, где что продается или изготавливается. Верхняя граница – три тысячи рублей за метр, но если клиент заказывает авторский проект, то придется платить помесячно – за то, что дизайнер будет лично наблюдать за рабочими и прорабами, как идут работы. Это еще 15 тысяч в рублях.
Комментарий
Михаил Духовный, директор Департамента корпоративных коммуникаций ГК «Эталон»:
– В новой квартире должно быть светло и просторно, а обстановка должна быть функциональной. Поэтому ЛенСпецСМУ предлагает своим покупателям готовые квартиры с вариантами отделки, подразделяющимися по классам на «комфорт» и «комфорт плюс». Выбрав класс отделки, покупатель определяется с цветовой гаммой дизайна, представленной вариантами «Лазурь» и «Янтарь»: в первом преобладают холодные оттенки, во втором – теплые. В обоих вариантах используются самые качественные материалы. После этого создать индивидуальный облик квартиры, в которой царит комфорт и уют, не составит труда – поможет организация внутреннего пространства и использование определенных световых решений, форм и мебели.