Проект реновации хрущевок в Петербурге провалился. Затея с самого начала выглядела аферой, о чем неоднократно писал «Город 812». В Смольном состоялось большое совещание, на котором, во-первых, публично признали, что проект провалился. Во-вторых – решали, что делать дальше. Будут ли в Петербурге реновировать хрущевки? – разбирался «Город 812».
Результат на два процента
За последний месяц вице-губернатор Игорь Албин дважды проводил масштабные совещания, посвященные проблемам развития застроенных территорий (РЗТ) – так официально называется программа реновации хрущевок. Срок завершения программы – 2019 год. Но уже сегодня очевидно, что вовремя она реализована не будет. И, скорее всего, не будет выполнена никогда.
Программу реновации сопровождали скандалы с момента ее принятия. Но городские власти долгое время не обращали внимания ни на критику в прессе, ни на возмущения жителей и регулярно выражали удовлетворение тем, как движется программа. И вот – неожиданный результат: работу по РЗТ вице-губернатор Албин на очередном совещании в Смольном признал неудовлетворительной.
Сухие цифры. Программу реновации утвердили в 2008 году – еще когда губернатором была Валентина Матвиенко. Программа стала одним из немногих инвестпроектов предшественницы, которые одобрил и продолжил губернатор Георгий Полтавченко. Перестройке должны были подвергнуться 23 «хрущевских» квартала, в которых расположены 1422 дома и прописаны 350 тысяч горожан. Право реализации программы получили две компании: «Воин-В» и «СПб Реновация». К февралю 2018-го и январю 2019-го соответственно они должны были построить в этих кварталах новые дома, а старые – снести.
К концу нынешнего года значительная часть «хрущевцев» уже должна была справить новоселье в современных домах. Не получилось. Что сделано на самом деле?
Из 22 кварталов, которые перестраивает «СПб Реновация», реальное строительство начато только в трех местах. В Колпине (ЖК «Астрид»), на Ржевке (ЖК «Стереос») и в Сосновой Поляне (ЖК «Сандэй»). За все годы построены и сданы всего три дома. Из обещанных к концу 2015-го городу 980 тысяч квадратных метров жилья «СПб Реновация» передала около 3 тысяч квадратных метров.
Деятельность компании «Воин-В» сопровождается скандалами, судебными разбирательствами и протестами жителей. Один из новых домов возводится на месте детской площадки, другой – на месте сквера. Сейчас компанию обвиняют в незаконных земляных работах в парке Александрия. Вместо обещанных городу 31 тысячи кв. м жилья компания передала только одну тысячу квадратных метров.
Всего по программе реновации городу переданы 103 квартиры – вместо заявленных к концу 2015 года 4835 квартир. То есть 2 процента.
По словам председателя Комитета по строительству Михаила Демиденко, в ходе анализа всех территорий, отведенных под реновацию, выяснилось, что 10 кварталов «практически не применимы для реализации программы». Еще в четырех из них «работы затруднены». То есть больше половины кварталов, внесенных в программу РЗТ, инвесторы не смогут ни расселить, ни перестроить.
Громкие скандалисты и тихие сказочники
Удивительно, что сверить цифры и провести «анализ территорий» в Смольном решили только сейчас. Хотя вопросы к инвесторам возникали с того момента, как эти самые инвесторы появились.
Коротко о самих инвесторах. ООО «СПб Реновация» было создано специально под проект и, по данным СПАРК, в момент основания на 100% принадлежало кипрскому офшору Retansel Enterprises Ltd. Компания «Воин-В», связанная с «Российским воинским братством», принадлежит Владиславе Ворсловой. Гендиректором компании является ее муж Олег Глущенко.
«Воин-В» можно назвать одним из самых громких застройщиков Петербурга. Компания всегда на слуху в СМИ. Практически каждый ее шаг вызывает скандал и судебное разбирательство. Компанию обвиняли в уплотнительной застройке, похожей на мошенническую схему строительства, незаконном устройстве вертолетной площадки для директора компании и т.д. Сейчас стройка в кварталах, где ведет реновацию «Воин-В», фактически остановлена.
Компания «СПб Реновация» работает тихо. В противоположность «Воину-В», старается создать себе положительный имидж. Для этого использует разные методы. Например, публикует на своем официальном сайте информацию, иногда далекую от того, что есть на самом деле. Многие верят. Вот, например, несколько таких сказочных историй.
Еще в 2012 году (см. «Город 812» от 27.02.12) «СПб Реновация» пообещала снести и расселить ветхие дома в Колпине. «Город 812» побывал на месте «расселения» и выяснил: на самом деле большинство домов, которые инвестор обещал расселить за свой счет, уже давно расселены за счет городского бюджета.
Еще история. Жильцов дома № 17 по проспекту Народного Ополчения в Петербурге «СПб Реновация» включила в план расселения аж на 2015 год. На самом деле еще в 2012 году этот дом был снесен. На его месте – пустырь.
Свежая история. В конце августа этого года «СПБ Реновация» вывесила на своем сайте новость о том, что вице-губернатор Игорь Албин побывал в ее жилом комплексе «Астрид» и «похвалил застройщика за соблюдение сроков реализации проекта». На самом деле вице-губернатор Албин (через четыре дня после визита на эту стройку) провел совещание по проблемам реновации, на котором «обратил внимание на крайне низкий уровень исполнения инвесторами обязательств... и существенное отставание от... сроков реализации графиков развития территорий» (цитата с официального сайта Смольного).
Через час они уже улыбались
С самого начала реализации проекта РЗТ эксперты предупреждали, что в том виде, в каком принята программа, она обречена на провал.
Самый щепетильный вопрос – что делать, если жители расселяемых хрущевок откажутся переезжать? – не получил ответа до сих пор и ожидаемо привел к проблемам. Инвестор жизнерадостно уверял: переедут все!
– Рано или поздно мы нашу программу реализуем полностью, несогласных не останется, – рассказывал «Городу 812» еще в 2011 году директор по связям с общественностью «СПб Реновации» Дмитрий Боголюбов (уже там не работает). По его словам, после каждой встречи с гражданами общественное мнение быстро и дружно переходило на сторону «СПб Реновации».
– Когда мы презентовали один из первых проектов, – вспоминал он, – люди пришли с такими явно злыми, настороженными лицами. «Мы никуда не поедем, мы ничего не хотим!» – была их первая реакция. Но через час они уже сидели и улыбались! И говорили: «Мы даже готовы временно где-нибудь пожить у родственников, чтобы вернуться в этот квартал, чтобы здесь у нас была квартирка», – расписывал механизм убеждения жителей пиар-директор.
На деле далеко не все жители из реновируемых хрущевок захотели покидать свои дома на предложенных инвестором условиях. В редакцию до сих пор поступают жалобы от жителей, которые уверяют, что «СПб Реновация» заставляет их переезжать угрозами. Вот цитата из одного такого письма, которое редакция получила в конце лета. Автор не подписался, объяснив, что боится расправы.
«Несколько семей отказались переезжать в новые дома, так как считают, что их жилищные условия ухудшатся. С компанией “СПб Реновация” договориться им не удалось, после чего по ночам с завидной периодичностью кто-то поджигал двери семей, не пожелавших уезжать из своих квартир… Директор по расселению компании вместе со своими подчиненными стал ходить по квартирам, угрожать, что при отказе от расселения наша жизненная ситуация ухудшится.... Инвесторы, которые получают деньги от программы реновации, очень заинтересованы в нашем скорейшем переезде, но используемые методы 90-х…» – говорится в письме.
– По закону никого нельзя принудить переезжать, но тогда с программой начинается анекдот. Ведь дом «отказников» не просто остается на месте, он остается на месте, предназначенном программой реновации подо что-то. И после этого летит весь проект планировки, и вся программа реновации квартала полностью срывается! – предсказывал в 2011 году депутат городского ЗакСа (уже экс-депутат) Сергей Малков («Город 812» от 11.07.2011).
Так и получилось. На совещании у вице-губернатора Албина председатель Комитета по строительству Михаил Демиденко признал, что не все жители, чьи дома попали в программу реновации, хотят переезжать. При этом он заявил, что в России нет «нормативного обеспечения, которое позволило бы принять положительное решение, когда 80% жителей дома “за” расселение, 20% – “против”, но по решению суда участвуют в программе». Поэтому основной вопрос реновации – как выселить несогласных? – по-прежнему остается открытым.
Вопрос с парковками и социальной инфраструктурой внутри реновируемых кварталов сегодня оказался одним из самых острых. Ни стоянок для автомобилей, ни новых школ-больниц-детсадов там нет. И никогда не предусматривалось. Так была составлена программа, и инвесторы никогда этого не скрывали. Но сегодня это вдруг оказалось проблемой. Хотя эксперты, опять же, предупреждали (см. «Город 812» от 15.12.2014).
– Программа реновации изначально была составлена крайне сомнительно. Потому что экономически она может быть реализована только путем сведения ее к уплотнительной застройке. То есть она будет или невыгодна для инвестора, или невыгодна для жителей. В девяти кварталах проекты планировки были заранее составлены с расчетом на ликвидацию скверов и уплотнительную застройку. В Петербурге подобное запрещено законом... Инвестор жалуется, что у них нет первого пятна, откуда начинать новое строительство. Так пусть пересматривают проекты планировки! О чем они думали, когда заключали договор? Они не идиоты, они просчитывали проект. Наверное, они думали, что как-нибудь обойдется... Не обойдется! – в конце прошлого года говорил «Городу 812» депутат ЗакСа Борис Вишневский.
Теперь о том же говорит Смольный.
– Свободных мест (так называемых стартовых пятен) для начала строительства домов и объектов социальной инфраструктуры, в которые будут затем расселяться жители сносимого жилья, практически нет... Строительство детских садов, школ и больниц в границах территорий, попавших под реновацию, изначально не планировалось, так как вся социальная инфраструктура имелась в соседних районах. Однако за 7 лет ситуация изменилась: районы развиваются стремительно и за счет соседей проблемы уже не решить... Анализ договоров показал, что в работе у компаний находятся наиболее рентабельные территории, позволяющие возвести значительные площади, не обремененные обязательствами по расселению и передаче площадей. Однако в договоре не прописывалась очередность реализации проекта. Решение о том, где начинать строительство, инвестор принимал самостоятельно, – говорится в сообщении аппарата вице-губернатора Албина.
Реновацию отправляют под суд
О том, что теперь делать с программой реновации хрущевок, в Смольном пока не знают. Но думают об этом.
В Комитете по строительству, например, предлагают создать ГУП, который будет заниматься реновацией уже за бюджетный счет. Общая стоимость программы на сегодня оценивается более чем в 400 миллиардов рублей.
Вице-губернатор Игорь Албин предлагает 23 квартала, участвующие в реновации, разделить на части. В первую группу попадут объекты, которые реализуются в срок (их пять). С ними ничего не нужно делать.
На втором этапе – заняться проблемными объектами: провести анализ, что можно сделать для их продвижения.
При этом Албин не хочет отказываться от инвесторов: «Необходимо, чтобы инвестор выполнил свои требования перед городом».
Инвесторы говорят, что выполнят все обязательства, но не сейчас. И просят продлить сроки договоров: «СПб Реновация» – на 17 лет, «Воин-В» – на 10–12 лет. На это в Смольном пока ответили: продление сроков возможно только через суд.
Хотя со своей стороны Смольный может тоже подать в суд, чтобы взыскать с инвесторов неустойку за срыв сроков программы. На момент заключения договора (2008 год) размер санкций составлял 1,6 миллиарда рублей. Но почему-то вопрос о неустойке ни на одном из совещаний в Смольном не поднимался.
Вывод из всего этого: внятных рецептов, как спасти программу реновации, не вкладывая туда миллиарды бюджетных денег, ни у кого нет. Но денег нет тоже.