Общественная группа «Улицы Петербурга» предлагает Петербургу отказаться от наружной рекламы. И считает, что город от этого только выиграет.
Созданная в 2014 году общественная экспертная группа «Улицы Петербурга» ведет борьбу с тем, что она называет «многолетним бесцеремонным вторжением легальной и нелегальной рекламы и информации в облик и повседневную жизнь города», активисты пока могут рассчитывать только на свои силы.
Таковы первые итоги обнародования 115-страничного доклада, подготовленного группой и обсужденного на специальном круглом столе.
Приведем несколько сведений из этого доклада. Пользуясь официальными источниками, авторы подсчитали, что в 2015 году средства, полученные от наружной рекламы, могут составить всего 0,1% доходной части городского бюджета. Доходы от рекламы компенсируют только 1,5% расходов метро.
Трамваи, избавленные от рекламы, говорят активисты, узнаваемы. Общественный транспорт, освобожденный от нее, позволяет видеть город, делает такой способ перемещения привлекательным (кстати, в любом большом европейском городе – от Лиссабона до Будапешта – существует как минимум один маршрут трамвая или автобуса, который рекомендуют туристам для знакомства с достопримечательностями. У нас мог бы поработать в этом качестве, например, троллейбус № 1).
Весь ежегодный рынок наружной рекламы в Петербурге оценивается в 5 млрд руб., это 0,2% ВРП. Туризм дает в 50 раз больше.
«Улицы Петербурга» не верят, что наружная реклама дает 10 тысяч рабочих мест. В штате самых крупных операторов, работающих по всей стране, порядка сотни специалистов.
Реклама на улицах – это привет из прошлого, утверждают авторы доклада. Сегодня ее целевой потребитель живет в мобильных устройствах. Доминирование рекламы и вывесок в городском пейзаже в конечном итоге снижает капитализацию Петербурга.
Когда в 2006 году власти Сан-Паулу полностью отменили наружную рекламу, их поддержало 70% населения.
Авторы доклада предлагают полностью запретить рекламные громкоговорители на улицах Петербурга. Это проще и гуманнее по отношению к пешеходам и тем, кто живет рядом с «усилками», чем затыкать все дыры, существующие в законодательстве. Сейчас убрать гремящий динамик можно только через суд, собрав акты сертифицированной экспертизы о том, что уровень шума превышен.
Самый подробный раздел доклада посвящен автодозвону как способу борьбы с объявлениями типа «Отдых», «Маша». Их либо расклеивают на стенах и водосточных трубах, либо набивают по трафарету на мостовых. Авторы доклада побеседовали с профессиональным расклейщиком на Невском проспекте. Молодой парень утверждает, что зарабатывает 120 тыс. рублей в месяц и штрафы его не пугают.
Автодозвон авторы считают абсолютно законным. Для борьбы с нелегальной рекламой его впервые применили более 10 лет назад в Шанхае. Телефоны заводятся на специальный сервер, который с короткими интервалами звонит на рекламные номера и предупреждает о незаконности их размещения. Это приводит к фактическому блокированию номеров.
Практика автодозвона применяется в Красноярске, Ростове, Самаре, Перми, Магнитогорске, Одинцове.
В прошлом году в Москве одна строительная компания пожаловалась в суд на Департамент рекламы, который использовал автодозвон и проиграла.
Успешный опыт подмосковного Одинцова и расчеты затрат на автодозвон в этом городе позволил авторам доклада предположить, что в Петербурге ежемесячные расходы составят не более 100–200 тыс. рублей в месяц. К ним добавляется начальная стоимость оборудования и программного обеспечения, которую можно оценить в 500 тыс. рублей.
Автодозвон активисты «Улиц Петербурга» считают единственной эффективной мерой, потому что на требования убрать рекламу с асфальта чиновники говорят, что убрать рекламу невозможно.
На это есть целых две причины. Во-первых, невозможно установить, кто именно и когда именно нанес на асфальт данную надпись. Некого наказывать и заставлять стереть рекламу с лица земли. Во-вторых, в бюджете Комитета по благоустройству, который отвечает за содержание дорог и пешеходных зон, не предусмотрены расходы на «удаление граффити».
По нашим данным, в городском Комитете по информатизации и связи знакомы с российской практикой автодозвона и занимаются этой проблемой. Но воздерживаются от публичных комментариев.
Опрошенные нами представители телекоммуникационных компаний сообщили, что технически автодозвон вполне реализуем. Но навскидку его стоимость определить сложно. Что касается юридической стороны вопроса, то здесь не все так просто. Автодозвон может расцениваться как телефонное хулиганство, что является административным правонарушением. В суде такой конфликт станет состязанием адвокатов. Другой вопрос – захочет ли рекламодатель-нелегал светиться в суде, да еще и оплачивать юридические услуги.
Вадим Шувалов