Транспортная недоступность. Как решается «дорожный вопрос» в Петербурге
В Петербурге и ближайших окрестностях строят несколько миллионов квадратных метров жилья, и новоселам нередко приходится жертвовать транспортной свободой ради недорогой квартиры. Но проблема с каждым годом становится более серьезной и менее разрешимой.
Проблемы с транспортной доступностью имеют, как правило, жилые комплексы эконом-класса, которые строятся в ранее необжитых районах Петербурга и ближайших пригородах. Покупателю ничего не остается делать, как смириться с отсутствием дорог, метро, да порой и качественно инфраструктуры ради хотя бы такой крыши над головой. Застройщики, пользуясь таким положением, особо не заботятся о дорогах. Да и, по правде говоря, это не совсем их дело.
Парнасские страсти
На Парнасе возводят жилье несколько застройщиков, но на ум прежде всего приходит масштабный ЖК «Северная долина», в котором будет проживать 80 тыс. человек, но уже сейчас те, кто заселился, испытывают острую нехватку в свободе передвижения. Впрочем, не все. Станция метро практически под боком, так что пешком выбраться из ЖК не представляет проблемы. А вот автомобилисты жалуются: пока на проспект Энгельса можно попасть только одним способом – по улице Михаила Дудина. Это обстоятельство создает пробки утром и вечером. Открытие в конце прошлого года улиц Федора Абрамова, Валерия Гаврилина и части улицы Николая Рубцова проблему не решили – все это внутриквартальные проезды.
В нынешнем году «Главстрой-СПб» собирается пробить улицу Николая Рубцова до проспекта Энгельса, благодаря этому из квартала появится второй выезд. Дальнейшие планы таковы: до конца года продлят улицу Федора Абрамова и соединят с Заречной улицей, что позволит добираться на автомобиле до корпусов восьмой очереди. В перспективе Заречную тоже выведут на проспект Энгельса, хотя до конца это проблемы не решит.
100 тыс. человек на одну дорогу
Одна из самых проблемных зон — это локация Девяткино. Строят там много, но жилья, а не дорог. Эксперты подсчитали, что к 2020 году население здесь должно вырасти как минимум на 100 тысяч человек.
Пешеходы пока чувствуют себя неплохо – станции метро и железной дороги неплохо справляются с растущим пассажиропотоком. А вот автомобилистам не повезло, их ежедневно ожидают пробки на двухполосном Токсовском шоссе, главной выездной трассой из Мурино и Нового Девяткино в Петербург.
Жителей нового микрорайона на бывших землях совхоза «Ручьи» выручает дорога, ведущая вдоль КАД в сторону поселка Бугры, по которой можно попасть на проспект Культуры, но она проблемы она не снимет, когда все жители вселяться в строящиеся дома. И пока что решения этой глобальной проблемы не видно.
В 2011 году компания «Евроинвест», девелопер выкупленных совхозных земель, выступила с идеей продлить Гражданский проспект на север, пробив тоннель под КАД, и построить западный обход новостроек до дороги на Матоксу. Но в 2013 году по решению петербургских властей от этой мысли отказались.
Давно очевидна также необходимость второго обхода – с восточной стороны Мурино и Нового Девяткино, от развязки КАД с Пискаревским проспектом до дороги на Матоксу. Но на пути его реализации возникли две серьезные проблемы: трасса должна пройти по землям Минобороны РФ, а потому согласовать строительство проблематично, и отсутствие средств.
В начале этого года компания «ЦДС» выступила инициатором создания консорциума строительных компаний, которые профинансируют разработку проекта восточного обхода территории – четырехполосной дороги длиной 7,6 км, начинающейся от Пискаревского проспекта и заканчивающейся выходом на автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса. Проект должен быть готов до конца текущего года. Ориентировочные сроки строительства – не менее трех лет, а стоимость – 2,5 млрд рублей. Но когда начнется строительство, сказать не может никто.
ЮЗПЧ с мостом
Самый главный и долгожданный на сегодня объект в ЮЗПЧ – это мост через Дудергофский канал в створе проспекта Героев. Мост для автомобилистов планируется открыть до октября этого года. Жители «Балтийской жемчужины» смогут выехать из микрорайона не только по перегруженному Петергофскому шоссе, но и транзитом через проспект Героев на Ленинский проспект – и далее на проспект Стачек или Маршала Жукова. Альтернативный выезд Юго-Запад Петербурга от пробок полностью, конечно, не избавит, но путь до центра местным автомобилистам сократит.
В самом квартале также завершается строительство нескольких улиц – Адмирала Черокова, Катерников, Адмирала Трибуца, проспекта Героев, который будет соединен вышеупомянутым мостом, а также проспекта Патриотов, который так и останется разорванным (переправы между двумя его частями не будет).
Не будет в ближайшие десять лет на территории «Балтийской жемчужины» и станции метро. А «Юго-Западная», которая расположится в нескольких километрах, откроется лишь в 2020 году. С линией легкорельсового трамвая от Кировского завода длиной 13 км тоже пока что ясности нет. Проект оценивается почти в 10 млрд рублей, так что перспективы его в ближайшее время туманны.
Кроме жителей «Балтийской жемчужины» дорожные радости готовятся для покупателей в других комплексах этого района: между Ленинским и Казакова строится «Южная акватория» от ЛСР, а между Ленинским и Захарова — «Огни залива» от ЗАО «БФА-девелопмент». До конца 2015 года будут открыты несколько новых улиц в начале Ленинского проспекта, в том числе проспект Патриотов и Балтийский бульвар (оба - от Захарова до Казакова).
Несбывшиеся мечты
Ситуация с транспортной доступностью в новых комплексах остается в общем-то не самой благоприятной. У городских властей — свои заботы и бюджетные расходы. Так, в этом году открыли второй выход станции метро «Спортивная», построенной лишь для того, чтобы закрыть на реконструкцию «Василеостровскую». Не стало ясности с легкорельсовым трамваем от ЖК «Балтийская жемчужина» до Кировского завода — снисходительная замена обещанной станции метро. Скорее всего в ближайшие пять лет этот проект не будет реализован.
Возможно, застройщики начнут прежде, чем строить микрорайоны-миллионники, задумываться о том, как жители их будут перемещаться в пространстве. А покупатели перестанут верить в хорошую транспортную доступность, которая наступит через три-четыре года. Ростки такого подхода неожиданно продемонстрировала Группа ЛСР, которая собирается застраивать Ржевку: компания предлагает реконструировать трамвайную инфраструктуру от Ржевки до Ладожского вокзала.